Сделать стартовой страницей

BOY21.NAROD.RU

Добавить в Избранное

Главная страница Школьные сочинения Краткие содержания Архив шпаргалок

Полезные советы Гостевая книга Полезные ссылки Реклама на сайте
 

::  А.П. Чехов ::

 Художественное мастерство Чехова-драматурга

 А. П. Чехов известен во всем мире как ориги­нальный создатель короткого рассказа. Но он яв­ляется и выдающимся художником-новатором в драматургии. Через всю жизнь Чехов пронес ин­терес и любовь к театру. Поэтому не случайно его обращение к драме. В своих пьесах Чехов изобра­жает интеллигенцию, ее неудовлетворенность дей­ствительностью, мечты о будущем, о счастье («Чайка», «Дядя Ваня», «Иванов», «Вишневый сад», «Три сестры»).

На сцену Чехов перенес живую жизнь, без эф­фектов, без красивых поз и необычных ситуаций. Он считал, что в театре должно быть все так же просто и в то же время сложно, как бывает в жизни. И действительно, в его пьесах изображает­ся повседневная жизнь обыкновенных людей, но в этой обыденности Чехов видит красоту и значи­тельность.

Этим объясняется своеобразная композиция его драм, простота сюжета, неторопливое и спо­койное развитие действия, отсутствие сценичес­ких эффектов, «подводное течение» (подтекст).

Чехов сумел сочетать драматическое, подчас трагическое начало с комическим. В его пьесах переплетаются самые разнообразные настроения. И в этом Чехов верен своей цели — правдивому изображению жизни. Через всю драматургию Че­хова проходит мечта о счастливом будущем. Но постепенно писатель все яснее сознает, что за будущее надо бороться, и эта мысль убедительно звучит в его последней пьесе — «Вишневый сад».

«Вишневый сад» — вершина драматургии Че­хова. Здесь особенно полно проявилось его нова­торство. Эта пьеса, как и рассказ «Невеста», — как бы поворотный пункт в творчестве писателя. Чехов всю жизнь искал «общую идею жизни», в его произведениях появились светлые, радостные ноты, предчувствие нового.

Светлым, лирическим настроением проникнут «Вишневый сад». Это единственная пьеса Чехова, в основе которой лежит социальный конфликт. Писатель освещает судьбу трех сословий: дворян­ства, буржуазии и прогрессивной интеллигенции. В конце XIX — начале XX века дворянство разо­рялось и расслаивалось. Это был класс, обречен­ный на гибель. На смену ему пришла могучая сила — буржуазия. Смерть дворянства и приход капиталистов — вот основа пьесы. Но писатель провожает своих героев в царство теней смеясь, без сожаления, он принимает их уход. Ведь дворя­не уже бесполезны для общества, они живут «на чужой счет». Чехов показывает и то, что буржуа­зия, «хищный зверь», недолго будет господство­вать. Крепнет другая, молодая сила, которая будет строить иную жизнь, новую, прекрасную Россию.

Сюжет пьесы чрезвычайно прост. Нет ни ост­рой завязки, ни эффектных ситуаций. Герои живут на сцене. Главное событие — продажа за­пущенного и перезаложенного дворянского име­ния с садом. Вокруг этого и раскрываются харак­теры героев, прослеживается их дальнейшая судьба. Композиция «Вишневого сада» тоже не­сложна. Первое действие можно назвать экспози­цией, во втором акте напряжение нарастает. Куль­минация связана с продажей вишневого сада. Развязка происходит в четвертом действии. Враг дешевых сценических эффектов, Чехов с гордостью отмечает, что у него «в пьесе нет ни одного! выстрела». Он мог бы внести в драматическое произведение яркую сцену аукциона, но не сделал этого. Стремясь к правдивости, Чехов в то же время отказывается от ненужных подробностей, деталей, отвлекающих внимание зрителя. Он, на­пример, не согласился на предложение Станислав­ского пропустить во втором акте «поезд с дымочком».

Чехов      создатель   нового,   оригинального жанра драматургии. Его «Вишневый сад» — ли­рическая комедия. Название жанра объясняется оптимистическим отношением к уходу дворянст­ва, верой в то, что Россия превратится в цветущий сад. А определение «комическое» указывает на такие особенности в изображении дворянства, как сатира, ирония. Герои рисуются писателем с лег­кой насмешкой, но без сарказма.

Раневская и Гаев — неплохие, добродушные люди. Но они уже отжили свой век, это ощущает­ся в их поведении, в речи. Они сентиментальны, но не энергичны, не способны действовать, не могут разумно решать свои дела, беспомощны, никому не нужны, они лишние в жизни, «не успели вовремя умереть», по замечанию Горького. Чехов все время показывает несоответствие между их словами и делами. И Раневская, и Гаев проливают слезы, жалея о вишневом саде, где прошло их дет­ство, они не представляют себе жизни без него. Но г вот имение продано, и бывшие хозяева уезжают, быстро примирившись с его утратой. Оказывает­ся, никакой трагедии не произошло. Очевидно, не так уж много значил сад для Раневской и Гаева. Они не способны на сильные переживания.

Еще до продажи усадьбы Гаев клянется сде­лать все, чтобы сохранить вишневый сад. Но он не желает даже пошевелить пальцем для этого, не может, да и не хочет найти способ спасти имение. Он надеется то на наследство ярославской тетушки, то на богатство несуществующего жениха Ани.

Милые, безобидные полудети, Раневская и Гаев, ведут паразитический образ жизни. Чехов раскрывает страшное противоречие между кажу­щимся и истиной. Из-за небрежности господ ста­рый Фирс остается в заколоченном доме. Рассеян­ность дворян оборачивается жестокостью, в этом — крепостническая бесчеловечность барства.

Смешны и сентиментально-напыщенные речи Гаева (например, в честь юбилея «шкапа»), и слез­ное умиление Раневской.

Комическое начало в пьесе усиливают второ­степенные персонажи. Очень своеобразна их ком­позиционная роль: иногда их поведение является зеркальным отражением манер Раневской и Гаева. Только зеркало это кривое. Горничная Дуняша копирует чувствительность, нежные «нервы» барыни. Лакей Яша — отвратительное порождение крепостничества. Он не только сме­шон, но и гадок. Побывав за границей, он позво­ляет себе свысока относиться к матери, груб с Фирсом. Эти черты Яши явно напоминают аристо­кратическую брезгливость Гаева, его презрение к Лопахину и к тому же Яше, от которого «курицей пахнет». Пародией на Гаева является Епиходов. Он «недотепа», «22 несчастья», все его планы ру­шатся из-за неуклюжести, невезения в жизни. Он похож на Гаева и своей страстью к пышным фра­зам, к красивым словам, смысла которых он иног­да даже не понимает.

Судьба фокусницы Шарлотты перекликается с судьбой Раневской. Шарлотта — фигура трагико­мическая, жизнь ее печальна. Она одинока, ото­рвана от родины и ищет спасения в выдуманном мире фокусов. Раневская, уверяющая, что она любит Россию, тоже живет вдали от родины и тоже ничего не понимает в жизни. Обе они никому не нужны.

По-видимому, Чехов имел в виду эти «кривые зеркала», когда писал, что у него получается «местами даже фарс».

Комичны и пародийны персонажи: и Симео-нов-Пищик, и плакса Варя.

Но «Вишневый сад» — комедия лирическая. Чехов показывает, что власть Лопахиных не будет вечной, что есть другие люди, мечтающие не о бо­гатстве, а о труде, способные вести борьбу за новую Россию. Беспомощным дворянам и дельцу Лопахину противопоставлен Петя Трофимов — честный, трудолюбивый студент, неравнодушный к политике. Но истинная надежда будущего — это Аня. Образ Пети, несмотря на привлекательность, противоречив. Чехов придает ему комические черты. Трофимова награждают всякими прозви­щами: «недотепа», «облезлый барин». Петя — об­личитель, он рассказывает Ане правду о ее пред­ках — крепостниках, раскрывает страшную сторону поэзии вишневого сада. И Аня его пони­мает. Она смело решает свою судьбу, хочет жить своим трудом, готова к борьбе. В мечте о новой России заключено лирическое начало пьесы. Вся комедия проникнута этим ожиданием, предчувст­вием обновления жизни. Светлой радостью напол­нены горячие, звонкие монологи Ани. Она сама олицетворяет образ счастливой, молодой Родины: «Мы посадим новый сад, роскошнее этого... Здравствуй, новая жизнь!»

Лирически весеннее настроение в пьесе поддер­живают и авторские ремарки («радостно», «сквозь слезы», «нежно»), и ласковые восклицания, и паузы.

Чехов — мастер пейзажно-звукового оформле­ния, которое усиливает эмоциональную сторону пьесы. Действие происходит на фоне прекрасной природы: то белоснежного вишневого сада в лучах восходящего солнца, то заката. Большую роль иг­рают и слуховые эффекты: замирающий и печальный звук лопнувшей струны, тихая музыка. Про­вожает старую жизнь глухой стук топора по ство­лам деревьев, он же возвещает и приход нового хозяина.

Глубокое идейное содержание несет в себе на­звание пьесы. Сад в комедии символизирует былую жизнь. Конец вишневого сада — это конец дворянства. Но в пьесе вырастает образ нового сада, «роскошнее этого».

«Вся Россия — наш сад». Этот огромный цве­тущий сад своей поэзией, своим благоуханием на­полняет всю комедию, бороться за его красоту, за счастье людей будет Аня.

Произведения Чехова-драматурга, хранителя лучших традиций и замечательного новатора, стали шагом вперед в развитии русской литерату­ры, значительным явлением в истории реалисти­ческого театра.

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Copyright (c) Parny 2003

Hosted by uCoz