BOY21.NAROD.RU |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
:: М. Горький :: «Дно
жизни» – мир иллюзий и мир страданий
(по пьесе М. Горького «На дне») Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека. М. Горький Пьеса «На дне» потрясла демократически настроенных зрителей глубиной идейного содержания, освещением острых социальных вопросов. На сцене МХАТа в 1902 году предстал мир босяков, отверженных обществом. Если раньше в литературе босяков изображали жалкими людьми, то босяки Горького с едкой насмешливостью относятся к эксплуататорам, они горды, обладают хорошими природными задатками. Пьеса показала, что ее герои придавлены социальными условиями, сбросившими их на «дно жизни». Герои
пьесы рассуждают о правде и лжи. Горький
побуждает современников поразмыслить
над тем, что полезнее человеку «дна»:
суровая правда или сладкая ложь? Слова
Сатина, чьими устами говорит Горький,
демократичны: «Ложь — религия рабов и
хозяев. Правда — бог свободного
человека». В
пьесе Горький обличает капитализм,
показывая страшные условия быта босяков
— жертв социального строя. Перед нами
предстает мир отверженных, у которых
отнята вера в лучшую жизнь, человеческое
достоинство, все лучшее втоптано в грязь.
К обездоленным тянутся лапы хищника
Костылева, высасывающего за ночлег
последние копейки нагло, жестоко. На «дне»
жизни гибнут хорошие люди. Нас
привлекает Сатин, он умен, интересно
рассуждает о свободном человеке. Обнадеживает
острое желание Клеща вырваться со «дна»
благодаря своему трудолюбию. Нравится
нам душевная чистота Наташи, мечта о
честной жизни Пепла. Жаждет настоящей
любви Настя. Интересен Актер, грезящий о
сцене и бесплатной лечебнице для
алкоголиков. Им
нужна правда, а странник Лука утешает их
сладкой ложью, поддерживает иллюзии
ночлежников из сострадания к «черненьким»
мученикам и сеет новые, на время лечит
раны босяков. Сам Лука не принимает мир
несправедливости, но считает
необходимым жалеть людей, облегчить их
страдания. Для него все босяки ничтожны,
все нуждаются в утешении. В его
сладостных иллюзиях нуждаются люди со
слабой душой, «это мякиш для беззубых».
Сам же Лука — скептик, убежденный в том,
что реальное положение человека изменить
невозможно, можно лишь изменить отношение
человека к себе, можно примирить его с
действительностью. Создание иллюзий
Лукой для обитателей ночлежки — это
действие пассивное, реакционное по сути.
Правда жизни опровергает ложь Луки. Но
вера Луки в человека («Человек все может...
лишь бы захотел») не может не вызвать
сочувствия. Противоречие
между правдой жизни и утешительной
ложью разрешается позицией автора, которую,
в меру своих ограниченных возможностей,
высказывает Сатин. Он начинает с
объявления солидарности с Лукой: «Человек
— вот правда!» Но заканчивает речь
выводом, прямо противоположным
взглядам Луки, о лжи, которой прикрываются
господствующие классы, чтобы оправдать
свое господство и «обвинить умирающих с
голода». Гуманизм Сатина носит истинный
характер, а гуманизм Луки губит босяков,
они тянутся к иллюзиям, не хотят
бороться за изменение жизни. Барон
бредил прошлым богатством. Актер мечтал
служить искусству и излечиться от
алкоголя в бесплатной лечебнице. Наташа
ожидала чуда в жизни, способного
перевернуть всю ее жизнь. Квашня
хвасталась свободолюбием, но кормила и
терпела Барона. Настя ждала верной любви.
Анна мечтала попасть в рай после смерти.
Пепел мечтал зажить здоровой жизнью. А
что получилось? Ложь
Луки всем навредила. После его ухода
наступило пробуждение от иллюзий у
обитателей ночлежного дома. Актер
удавился. Настя порывалась кончить
жизнь самоубийством. Квашня примирилась
со своей участью, Пепел угодил на каторгу.
Клещ озлобился. Наташа погибла от злой
руки Василисы-паука. Мир «дна» опустошен:
одни впали в отчаяние, другие
расселились кто куда, третьи погибли.
Ложь Луки оказалась несостоятельной,
недоброй. Ложь утешительная подобна
лжи хозяев. Поэтому умный Сатин и говорит:
«Ложь — религия рабов и хозяев». Кроме
Сатина, правду о свободном человеке
сказать некому. Однако Сатина нельзя
назвать положительным героем. Он
проповедует анархическую вольность
босячества, он индивидуалист по натуре.
Сатин призывает «не жалеть человека, не
унижать его жалостью», а «уважать
человека», так как «хорошо это...
чувствовать себя человеком!». У Сатина
зреет мечта о свободной жизни, чистой,
честной, светлой. Свободный человек добьется
истины на земле. Сатин приходит к идее
единения угнетенных. Его идеалом
является человек с большой буквы: «Человек!
Это великолепно! Это звучит... гордо!
Человек!» В его словах слышится сигнал
к протесту. Но
умный, образованный, опустившийся Сатин
не желает работать, понимая, что в
эксплуататорском обществе прожить
честным трудом невозможно. Он
презирает людей, которые «слишком
заботятся о том, чтобы стать сытыми». Человек
выше сытости. Сатин проповедует ничегонеделание.
Каждый босяк — индивидуалист. Чувство
социальной солидарности босякам чуждо.
Изменить строй они не могут. И тем не менее все настроение пьесы отражало современную автору действительность. Жестокой правде жизни и утешающей лжи Горький противопоставил высшую правду борьбы за переделку жизни. Эта высшая правда является подтекстом пьесы, Горький по-своему решает возникший в пьесе философский спор. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Copyright (c) Parny 2003 |