Сделать стартовой страницей

BOY21.NAROD.RU

Добавить в Избранное

Главная страница Школьные сочинения Краткие содержания Архив шпаргалок

Полезные советы Гостевая книга Полезные ссылки Реклама на сайте
 

::  М. Горький ::

 «Дно жизни» – мир иллюзий и мир страданий (по пьесе М. Горького «На дне»)

 Ложь — религия рабов и хозяев.

Правда — бог свободного человека.

М. Горький

Пьеса «На дне» потрясла демократически на­строенных зрителей глубиной идейного содержа­ния, освещением острых социальных вопросов. На сцене МХАТа в 1902 году предстал мир босяков, отверженных обществом. Если раньше в литерату­ре босяков изображали жалкими людьми, то бося­ки Горького с едкой насмешливостью относятся к эксплуататорам, они горды, обладают хорошими природными задатками. Пьеса показала, что ее герои придавлены социальными условиями, сбросившими их на «дно жизни».

Герои пьесы рассуждают о правде и лжи. Горь­кий побуждает современников поразмыслить над тем, что полезнее человеку «дна»: суровая правда или сладкая ложь? Слова Сатина, чьими устами говорит Горький, демократичны: «Ложь — рели­гия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека».

В пьесе Горький обличает капитализм, показывая страшные условия быта босяков — жертв социального строя. Перед нами предстает мир отверженных, у которых отнята вера в лучшую жизнь, человеческое достоинство, все лучшее втоптано в грязь. К обездоленным тянутся лапы хищника Костылева, высасывающего за ночлег последние копейки нагло, жестоко. На «дне» жизни гибнут хорошие люди. Нас привлекает Сатин, он умен, интересно рассуждает о свободном человеке. Обна­деживает острое желание Клеща вырваться со «дна» благодаря своему трудолюбию. Нравится нам душевная чистота Наташи, мечта о честной жизни Пепла. Жаждет настоящей любви Настя. Интересен Актер, грезящий о сцене и бесплатной лечебнице для алкоголиков.

Им нужна правда, а странник Лука утешает их сладкой ложью, поддерживает иллюзии ночлеж­ников из сострадания к «черненьким» мученикам и сеет новые, на время лечит раны босяков. Сам Лука не принимает мир несправедливости, но счи­тает необходимым жалеть людей, облегчить их страдания. Для него все босяки ничтожны, все нуждаются в утешении. В его сладостных иллюзиях нуждаются люди со слабой душой, «это мякиш для беззубых». Сам же Лука — скептик, убежден­ный в том, что реальное положение человека из­менить невозможно, можно лишь изменить отно­шение человека к себе, можно примирить его с действительностью. Создание иллюзий Лукой для обитателей ночлежки — это действие пассивное, реакционное по сути. Правда жизни опровергает ложь Луки. Но вера Луки в человека («Человек все может... лишь бы захотел») не может не вы­звать сочувствия.

Противоречие между правдой жизни и утеши­тельной ложью разрешается позицией автора, ко­торую, в меру своих ограниченных возможностей, высказывает Сатин. Он начинает с объявления со­лидарности с Лукой: «Человек — вот правда!» Но заканчивает речь выводом, прямо противополож­ным взглядам Луки, о лжи, которой прикрывают­ся господствующие классы, чтобы оправдать свое господство и «обвинить умирающих с голода». Гуманизм Сатина носит истинный характер, а гума­низм Луки губит босяков, они тянутся к иллюзи­ям, не хотят бороться за изменение жизни.

Барон бредил прошлым богатством. Актер меч­тал служить искусству и излечиться от алкоголя в бесплатной лечебнице. Наташа ожидала чуда в жизни, способного перевернуть всю ее жизнь. Квашня хвасталась свободолюбием, но кормила и терпела Барона. Настя ждала верной любви. Анна мечтала попасть в рай после смерти. Пепел мечтал зажить здоровой жизнью. А что получилось?

Ложь Луки всем навредила. После его ухода наступило пробуждение от иллюзий у обитателей ночлежного дома. Актер удавился. Настя порыва­лась кончить жизнь самоубийством. Квашня при­мирилась со своей участью, Пепел угодил на ка­торгу. Клещ озлобился. Наташа погибла от злой руки Василисы-паука. Мир «дна» опустошен: одни впали в отчаяние, другие расселились кто куда, третьи погибли. Ложь Луки оказалась несо­стоятельной, недоброй. Ложь утешительная по­добна лжи хозяев. Поэтому умный Сатин и гово­рит: «Ложь — религия рабов и хозяев».

Кроме Сатина, правду о свободном человеке сказать некому. Однако Сатина нельзя назвать по­ложительным героем. Он проповедует анархичес­кую вольность босячества, он индивидуалист по натуре. Сатин призывает «не жалеть человека, не унижать его жалостью», а «уважать человека», так как «хорошо это... чувствовать себя челове­ком!». У Сатина зреет мечта о свободной жизни, чистой, честной, светлой. Свободный человек до­бьется истины на земле. Сатин приходит к идее единения угнетенных. Его идеалом является чело­век с большой буквы: «Человек! Это великолепно! Это звучит... гордо! Человек!» В его словах слы­шится сигнал к протесту.

Но умный, образованный, опустившийся Са­тин не желает работать, понимая, что в эксплуататорском обществе прожить честным трудом не­возможно. Он презирает людей, которые «слиш­ком заботятся о том, чтобы стать сытыми». Че­ловек выше сытости. Сатин проповедует ничего­неделание. Каждый босяк — индивидуалист. Чувство социальной солидарности босякам чуждо. Изменить строй они не могут.

И тем не менее все настроение пьесы отражало современную автору действительность. Жестокой правде жизни и утешающей лжи Горький проти­вопоставил высшую правду борьбы за переделку жизни. Эта высшая правда является подтекстом пьесы, Горький по-своему решает возникший в пьесе философский спор.

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Copyright (c) Parny 2003

Hosted by uCoz