Сделать стартовой страницей

BOY21.NAROD.RU

Добавить в Избранное

Главная страница Школьные сочинения Краткие содержания Архив шпаргалок

Полезные советы Гостевая книга Полезные ссылки Реклама на сайте
 

::  А.С. Грибоедов ::

 Идейно-композиционная роль образа Софьи в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

 Основной конфликт комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» — конфликт нового и старого, про­грессивного и реакционного, просвещения и кре­постничества.

Художественными средствами Грибоедов выра­зил протест передовой части русского дворянства против косности и отсталости тогдашнего общест­ва, против сословных привилегий и крепостной зависимости. Образованнейший, умнейший чело­век своей эпохи, он уловил главный обществен­ный конфликт, наметившийся после Отечествен­ной войны 1812 года, — в этом и заключается реализм Грибоедова-писателя. Комедия отразила взрывную, накаленную атмосферу дворянского об­щества накануне 1825 года.

На первый план в комедии выдвинуто идейное разногласие основных героев — борьба «века ны­нешнего» с «веком минувшим», борьба двух миро­воззрений, сложившихся в русском обществе в первой половине XIX века. С одной стороны — представители феодальной реакции, крепостной старины — Фамусов, Скалозуб, графиня Хрюмина, с другой — передовая дворянская молодежь, черты которой воплощены Грибоедовым в образе Чацкого.

В обличительных речах Чацкого и восторжен­ных рассказах Фамусова встает идеал минувшего

века. Это был век Екатерины с ее вельможами и льстецами придворными, век покорности и стра­ха, развращенных нравов, когда безумное мотов­ство и роскошные пиры в великолепных палатах процветали рядом с унизительной нищетой и бес­правием крепостных крестьян, которых можно было легко продать или обменять на понравив­шихся собак. Вот этот век и стал идеалом барско­го, фамусовского общества, которое живет по принципу «и награжденья брать, и весело по­жить».

Выразителем устаревших феодальных инсти­тутов является, конечно, сам Фамусов. Он убеж­денный крепостник, готовый в гневе сослать в Си­бирь своих крепостных слуг, яростный противник образования, просвещения («Уж коли зло пре­сечь — собрать все книги бы да сжечь»). Это, на­конец, человек, лишенный подлинного достоин­ства и чести, пресмыкающийся перед высшими чинами ради продвижения по службе, ради собст­венного обогащения.

Защитникам феодальной старины, врагам сво­бодомыслия и просвещения противопоставляется в комедии Чацкий. «Это — декабрист, это — че­ловек, который завершает эпоху Петра I и силит­ся разглядеть по крайней мере на горизонте обето­ванную землю», — писал о Чацком А. И. Герцен.

Между единомышленниками Фамусова и Чац­ким находится одна из главных фигур комедии — Софья, тоже пережившая свое «горе от ума». Именно ей отводится непростая, но очень важная роль — «отражать атаки» Чацкого. Однако образ Софьи в комедии противоречив. «Софья начертана неясно», — отмечал в свое время А. С. Пушкин. Действительно, она наделена и положительными чертами, которые привлекли такого незаурядного человека, как Чацкий, вызвали его любовь, и от­рицательными, постоянно усиливающими его не­доумение и разочарование. В поведении Софьи, ее настроениях все время ощущается противоречие между тонким трезвым умом и сентиментальны­ми пустыми переживаниями.

Что же привлекало Чацкого в Софье? Что вы­деляло ее в мире Фамусовых, княжон Тугоуховских и графини Хрюминой-внучки? Прежде всего независимость взглядов, самостоятель­ность в принятии решений, в отношениях с людьми. Она полюбила неравного себе и этим как бы бросила вызов домостроевским правилам. Обманутая в своих чувствах, Софья не боится суда окружающих. Она мужественно говорит Чацкому: «Я виню себя кругом». А Молчалину презрительно приказывает убраться из дому до зари. Сильный, гордый характер девушки не может не вызвать симпатию, участие в ее судьбе. Видимо, и Чацкий всегда восхищался этой само­стоятельностью, решимостью Софьи, всегда на­деялся на ее понимание, поддержку, особенно когда «без памяти» влюбился. Его юношеского чувства «ни даль не охладила, ни развлечения, ни перемена мест». Не случайно, вернувшись на родину и встретившись с Софьей, он постоянно взывает к разуму любимой, не верит в ее душев­ную слепоту.

Софья по-своему умна, она много читает. Но предмет ее чтения — сентиментальные романы, весьма далекие от действительности. Под влияни­ем этих книг у Софьи складывается представление о некоем идеальном герое, которого она хотела бы полюбить. Поэтому-то она, по мнению Чацкого, и идеализирует Молчалина, льстеца и низкопоклон­ника. Но не только в этом причина ее склонности к Молчалину.

Наблюдая Софью в различных ситуациях, Чац­кий понимает наконец, что за годы их разлуки Софья не выросла духовно, не научилась крити­чески осмысливать происходящее. Она настолько поддалась влиянию «фамусовщины», губящей все

живое, что сама незаметно становится активной защитницей ее интересов.

Почему Чацкого не убедило признание Софьи в любви к Молчалину? Да потому, что у Чацкого есть определенная система оценок, которую он считает общеобязательной. В его оценке Молча-лин — «жалчайшее созданье». Он не достоин ни­чьей любви, а тем более Софьи. По мнению Чац­кого, она, умная незаурядная девушка, просто не может любить такого человека. Чацкий все еще надеется, что Софья та же, какой была в детстве, когда они вместе смеялись над людьми типа Молчалина. Однако он ошибся. Софья воспринимает Молчалина («жалчайшее созданье»!) вполне се­рьезно. В результате борьба Чацкого за Софью превращается в борьбу с Софьей за Молчалина.

Софья отвергает Чацкого не только из женско­го самолюбия («Три года не писал...»), но и по тем же мотивам, по каким отвергают его Фамусов и княгиня: он «не свой», он из другого круга. Неза­висимый и насмешливый ум Чацкого пугает Софью, и это окончательно отбрасывает его в стан противников. «Да этакий ли ум семейство осчаст­ливит?» — прямо говорит она Чацкому.

Софья пользуется традиционными методами, весьма распространенными в светском обществе:

выдумка о сумасшествии, клевета, сплетня могли очень больно ранить человека, скомпрометировать неугодного. Софья забывает чувства, связывавшие ее с Чацким в прошлом, и, обиженная за Молча­лина, наносит Чацкому неожиданный удар: объ­являет его сумасшедшим! Чацкий отомщен, ото­мщен тем способом, который в свете был самым действенным. Таким образом, линия интимных взаимоотношений приобретает в комедии соци­альный характер.

Образ Софьи — один из центральных, посколь­ку объединяет многие сюжетные линии, влияет на цельность композиции всего произведения. Осо­бенность комедии определяется также наличием в ней сквозного действия — стремлением Чацкого узнать, кого Софья предпочла ему. Сквозное дей­ствие развивается в комедии как конфликт, в ос­нове которого противоборство представителей двух временных систем — «века нынешнего» и «века минувшего». В образе Софьи А. С. Грибое­дов показал, как незаурядная девушка порабоще­на «фамусовщиной», как постепенно она стано­вится выразительницей интересов той среды, в которой воспитывается.

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Copyright (c) Parny 2003

Hosted by uCoz