Сделать стартовой страницей

BOY21.NAROD.RU

Добавить в Избранное

Главная страница Школьные сочинения Краткие содержания Архив шпаргалок

Полезные советы Гостевая книга Полезные ссылки Реклама на сайте
 

:: Л.Н. Толстой ::

 Духовные искания Андрея Болконского по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

 «Жить по-божьи, творя любовь и добро» — таковы были взгляды Л. Н. Толстого на духовный мир человека, которые он высказал на склоне лет, обращаясь к юношеству. «Кто я? Зачем я живу? Во имя чего я живу?» — вот круг вопросов, кото­рые составляют нравственные искания человека. Все любимые герои Л. Н. Толстого заняты этим напряженным духовным поиском.

Л. Н. Толстой с симпатией относится к князю Болконскому, неординарному, думающему, ищу­щему человеку. «Он все читал, все знал, обо всем имел понятие», — такая высокая оценка дана князю Андрею на первых страницах романа. Совершенно очевидно, что князь Андрей не удовле­творен жизнью света, живет по другим, более воз­вышенным и благородным правилам жизни. В разговоре с Пьером князь так объясняет свой уход на войну: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не по мне!»

И вот Болконский под небом Аустерлица. О чем он думает накануне сражения? — «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими». Князь Андрей с наслаждением слушает свист пуль, берет знамя и бежит в атаку, уверенный в том, что весь батальон последует за ним. В действительности он сумел пробежать всего несколько метров, был ранен и истекал кро­вью на Праценской горе. Именно в этот момент в его душе произойдет перелом, который изменит его жизнь и определит будущее. «Как я не видал прежде этого высокого неба? — шепчет он в бреду. — И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечно­го неба... ничего нет, кроме тишины, успокое­ния». Как эти мысли не похожи на прежнее чес­толюбивое стремление к славе. Взгляд на бесконечное и прекрасное небо помог герою осоз­нать мелочность и суету своих желаний. Даже На­полеон, его кумир, покажется теперь маленьким и ничтожным. Конечно, князь Андрей не прихо­дит к Богу, но все же отбрасывает честолюбивые мечты, понимает, что человек должен искать в жизни что-то вечное. Но что? Этого еще герой не знает.

Пройдет полтора года, князь Андрей оправится от раны и вернется в Лысые Горы. Но духовное озарение под Аустерлицем не даст пока Болкон­скому внутренних сил, не избавит от разочарова­ния и пессимизма. Кстати, это обнаружит Пьер, приехав к нему в имение: «Его поразила проис­шедшая перемена в князе Андрее. Слова были лас­ковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый...» Встреча Пьера и князя Андрея станет еще одним важным моментом в духовной биографии последнего. Князь Андрей скептически слушает лозунги Пьера о необходимости делать людям добро. Сам он отстаивает другое: жить так, чтобы не делать другим зла, жить для себя. И все же «свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». И в этой довой жизни князь Андрей перечислит своих крестьян в вольные хлебопашцы, заменит барщи­ну оброком, в Богучарово крестьянских и дворо­вых детей станут учить грамоте. Так Болконский начнет преодолевать свое отчаяние, снова будет стремиться к добру, истине, справедливости.

Но впереди — еще много надежд и разочарова­ний, взлетов и падений. Князь Андрей будет при­стально следить за происходящими событиями, думать, анализировать. Правда, он все еще убеж­ден, что никогда не воскреснет к счастью, радости, любви. Поэтому, увидев посреди цветущего весен­него леса старый корявый дуб, он грустно согла­сится с ним: «...да, он прав, тысячу раз прав этот дуб... пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!» Однако встреча с Наташей перевернет его взгляд на мир, он воскреснет душой, и старый дуб, правда, уже покрытый нежной зеленью, рас­скажет ему о другом. «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!» — скажет себе Болкон­ский.

Однако на этом сложный нравственный путь героя не закончился. Личная драма повергнет его в апатию, мало того — породит в душе ненависть к Анатолю Курагину. Князь Андрей уходит на войну, он живет только этим мщением, он теряет себя.

Истинное возрождение героя произойдет в армии: князя вылечит общение с простыми солда­тами, с народом, со своим полком. Бородинское сражение, кровь и страдания людей, увиденные им, вид раненого Курагина, у которого отнимают ногу, — все это окончательно вернет его к мысли о прощении, желанию «быть вполне хорошим», стремлению жить для людей: «Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое серд­це. Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над своими заблуждениями».

Таким образом, судьба Андрея Болконского — сложный путь нравственных потерь и открытий. Важно, что на этом пути он сохранил истинное человеческое достоинство. Не случайно Кутузов скажет герою: «Ваша дорога — дорога чести». Безусловно, Толстому по душе неординарные люди, подобные князю Болконскому, люди, ста­рающиеся жить небесполезно, творя любовь и добро.

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Copyright (c) Parny 2003

Hosted by uCoz