Сделать стартовой страницей

BOY21.NAROD.RU

Добавить в Избранное

Главная страница Школьные сочинения Краткие содержания Архив шпаргалок

Полезные советы Гостевая книга Полезные ссылки Реклама на сайте
 

::  М.Ю. Лермонтов :: 

Художественное своеобразие романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 

Путь Лермонтова-прозаика был очень корот­ким. Но по значительности и ценности достигну­того, по значению для будущего русской литера­туры его проза представляет исключительное явление.

Лермонтов обратился к прозе, в совершенстве овладев романтическим направлением, испытав свои силы в драматургии. Уже первое его проза­ическое произведение «Вадим» отличалось боль­шой смелостью в выборе темы (Пугачевский мятеж) и в подходе к ней. Лермонтов дает понять неизбежность и закономерность расправы крес­тьян над помещиками, открыто сочувствует свое­му герою Вадиму. «Вадим» — произведение ро­мантическое, хотя в нем и встречаются черты реализма. Лермонтов не закончил «Вадима».

Следующее прозаическое произведение — «Княгиня Лиговская» — тоже осталось незакон­ченным. Это произведение знаменует огромный шаг к реализму. Стиль повествования и диалогов значительно отличается от стилистики «Вадима», хотя Лермонтов полностью не отходит от роман­тизма.

Лермонтов хотел показать в реальной обстанов­ке героя своего времени — человека мыслящего, талантливого, но искалеченного средой. Так возник замысел «Героя нашего времени». Роман со­стоит из пяти рассказов и повестей.

В единое целое объединяет их не только один герой, но и одна идея. Расположение частей рома­на, нарушающее хронологический порядок, дает возможность сильнее заинтересовать читателей Печориным и его судьбой, постепенно раскрыть во всей противоречивости и сложности его характер. Каждая последующая часть дополняет и в чем-то изменяет представление о Печорине.

Лермонтов подчинил композицию одной мысли: возможно глубже и полнее раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни. Каждая из повестей и каждый из рассказов представляют какой-либо эпизод из жизни главного героя. Это позволяет увидеть Пе­чорина во взаимоотношениях с различными людь­ми. Вся жизнь Печорина как бы распадается на ряд эпизодов. Он случайно сталкивается с людьми и так же без сожаления расстается с ними. Отсут­ствие жизненной цели, постоянная неудовлетво­ренность действительностью, интерес к людям и полное равнодушие к их судьбам — все это нахо­дит выражение в «эпизодической отрывочности» (Белинский) построения романа. Эпизодичность подчеркивает, что Печорин — человек, странству­ющий по жизни, встречающийся со многими людьми, но проходящий мимо них. Стремясь к наибольшей объективности и достоверности, Лер­монтов поручает повествование рассказчикам: странствующему офицеру, Максиму Максимычу и самому Печорину.

Впервые мы узнаем о Печорине от Максима Максимыча. И оттого, что историю Бэлы и Печо­рина рассказал человек простой, добрый, искрен­ний, прямой, еще сильнее ощущается трагическая опустошенность Печорина.

В повести «Максим Максимыч» автор единст­венный раз сталкивается с Печориным и точно рисует его психологический портрет. Он подбирает детали, обращает внимание на мелочи и в резуль­тате создает портрет человека незаурядного, зага­дочного, противоречивого. Таких сложных людей, как Печорин, лучше всего можно понять, следя за их мыслями, зная мотивы их поступков. Поэтому Лермонтов заставляет Печорина самого рассказы­вать о себе.

«Журнал Печорина» раскрывает трагедию че­ловека одаренного, активного, но обреченного на вынужденную бездеятельность. В дневнике Печо­рин очень честен. Поэтому он вызывает сострада­ние. «Журнал Печорина» чрезвычайно важен для его характеристики. Здесь мы узнаем и об остром, наблюдательном уме (стоит вспомнить великолеп­ные характеристики Грушницкого, Вернера, «во­дяного общества»), и о его способности к литера­турному труду (он описывает свою поездку в Тамань, происшествие с Вуличем), и о его тонком восприятии красот природы.

Пейзаж в романе поясняет состояние человека, а иногда контрастно подчеркивает несоответствие переживаний человека и окружающего. Краткое, выразительное описание природы раскрывает ду­шевное смятение Печорина, возвращающегося с дуэли: «Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели». По сравнению с ранними произ­ведениями писателя здесь пейзажи приобрели большую определенность, точность, сжатость. В классическом описании Койшаурской долины все точно и конкретно. Эпитеты, сравнения, метафо­ры необходимы для того, чтобы сделать образ на­гляднее, доходчивее. Такие эпитеты, как «голубо­ватый туман», «теплые лучи утра», «румяный блеск», помогают яснее представить картину за­рождающегося дня. В описании только два срав­нения: сравнение рек с двумя серебряными нитя­ми и сравнение темно-синей горы с грозовой тучей. Иногда Лермонтов пользуется и метафорой

(«Казбек в своей белой кардинальской шапке...»). Среди сравнений и метафор можно выделить осо­бую группу. Это образы, взятые из литературы. Они являются важным средством для характерис­тики главного героя. Печорин хорошо знает как русскую, так и западноевропейскую литературу. В его дневнике встречается цитата из «Евгения Оне­гина» («Ума холодных наблюдений и сердца го­рестных замет»), немного измененная цитата из «Горе от ума» Грибоедова.

Лермонтов остается большим художником слова и в лирических описаниях, и в повествова­нии, и в диалоге, и в исполненных сарказма сце­нах. Речь героев прекрасно их характеризует. Так, речь Печорина, культурного дворянина, мало отличается от речи автора романа, человека того же круга. «Тамань» и «Фаталист» близки по языку к «Бэле». В «Княжне Мери» больше лири­ческих отступлений, язык более приподнятый, из­редка встречаются архаизмы, сложные синтакси­ческие построения. А речь Максима Максимыча отличается от речевой манеры «странствующего офицера» и Печорина. Это речь простого, малооб­разованного человека. В ней встречаются военные слова и выражения. Лермонтов внес эту военную лексику в речь Максима Максимыча, чтобы под­черкнуть, что он типичный старый служака. Речь Максима Максимыча проста по словарному соста­ву и синтаксическим конструкциям, в ней много восклицательных и вводных предложений, что придает речи эмоциональность «Славная была де­вочка, эта Бэла!..»).

Речь Грушницкого автор характеризует слова­ми Печорина: «Говорил он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы». Его речь служит шир­мой духовного убожества и пустоты, раскрывает ничтожество человека, живущего не своими мыс­лями. Искусство Лермонтова-писателя в том, что все эти особенности даются не навязчиво, а через восприятие персонажей романа, главных и второ­степенных.

Первый психологический роман М. Ю. Лер­монтова «Герой нашего времени» в развитии рус­ской прозы составил целый этап и во многом оп­ределил художественное мастерство Тургенева, Л. Толстого, Достоевского, Чехова. А. Н. Толстой так говорил о значении прозы Лермонтова и его романа «Герой нашего времени»: «Лермонтов-про­заик — это чудо, это то, к чему мы сейчас, через сто лет, должны стремиться, должны изучать лер­монтовскую прозу, должны воспринимать ее как истоки великой русской прозаической литерату­ры...»

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Copyright (c) Parny 2003

Hosted by uCoz