Сделать стартовой страницей

BOY21.NAROD.RU

Добавить в Избранное

Главная страница Школьные сочинения Краткие содержания Архив шпаргалок

Полезные советы Гостевая книга Полезные ссылки Реклама на сайте
 

::  М.Ю. Лермонтов ::

 Женские  образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

 В русской литературе существует прекрасная галерея женских образов. Они привлекают чита­теля своей поэтичностью, нежностью, добротой, душевностью. Пушкинская Татьяна, тургеневские девушки, некрасовские народные героини... Каждой из них присущи свои индивидуальные черты, а вместе они раскрывают интересный, про­тиворечивый и загадочный характер русской жен­щины.

Особое место в этом ряду занимают женские образы романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Следует заметить, что это произведение стоит особняком, привлекая исследователей не­обычностью композиции, стилевой манеры автора. Оно явилось «откликом русской души на трагедию декабризма». Чрезвычайно сложен и ин­тересен характер главного героя Григория Печорина. Это тип человека, потерявшего себя в эпоху николаевской реакции, пример того, каким становится талантливый, благородный, сильный человек под влиянием окружающей его социаль­ной среды. Натура Печорина сложна и противоречива. Особенно ярко и глубоко она раскрывается во взаимоотношениях с женщинами. Их в романе четыре. Каждая испытывает на себе глубину и противоречивость характера Печорина. У каждой из них с его именем ассоциируется страдание, несчастье. Но повинен ли в этом герой?

«...Высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу». Это Бэла. Гордая девушка влюбляется в Печорина и целиком отдается этой любви. Она добра, нежна, самоотверженна, но она — это только капля из того моря, которое могло бы утолить Печорина. Ей ничего не остается, кроме смерти. Для Печори­на «любовь дикарки немногим лучше любви знат­ной барыни». Но читателю искренне жаль эту дикую и прекрасную горянку-девочку. В рассказе о Бэле виден только контур характера героя, еще впереди главные краски.

Затем он встречается с загадочной и очарова­тельной девушкой, подругой контрабандистов. Она, как лодочка в море, про которую поет песню. Печорин обращает внимание в первую очередь на ее глаза, обладающие «какою-то магнитической властью». «Необыкновенная гибкость стана, осо­бенный, ей только свойственный наклон головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно привлекательный нос». Дикарка при­влекает Печорина, но еще интереснее ему то при­ключение, которое обещает быть на берегу в час свидания с ней. Печорин чувствует в себе силу, способность к настоящему подвигу, но растрачи­вает ее на мелочи. Принося смятение в компанию «честных контрабандистов», он и сам жалеет об этом. Уплывает в море девушка.

Характеры Бэлы и подруги контрабандистов сходны своей порывистостью, дерзостью, дикостью, гордостью. Их загадочность интригует Печо­рина, ищущего применения своим душевным силам. К ним он тянется, как к глотку свежего воздуха, вырвавшись вдруг из душного помеще­ния. Ложь и обман света толкают героя из одной крайности в другую. Но утешения он не находит и здесь.

Очень интересен журнал Печорина, в котором рассказывается о женщинах светского общества: княжне Мери и Вере.

Княжна Мери — нежная, романтическая, меч­тательная натура. Сначала писатель дает внешние приметы: бархатные глаза, длинные ресницы, преграждающие путь солнцу, нежная розовая кожа, хорошенькая маленькая ножка. У нее и де­вичье обаяние, и добрая душа, ум. Чем же при­влекла она Печорина?

Во-первых, душевные силы его искали прило­жения. Скука заставила его применить их здесь. И, во-вторых, его разжигало соперничество Грушницкого. Но то, что было забавой сначала, оберну­лось впоследствии трагедией для княжны, Печо­рина, стоило жизни Грушницкому. Очень точно сравнение героини с цветком, сорванным и бро­шенным на дороге.

И наконец, Вера, которую Печорин любит. За что? Он сам говорит, что это единственная женщи­на, которая смогла понять его и принять со всеми его достоинствами и недостатками. Для него глав­ное в любви — взаимопонимание. Вера слаба, и эта слабость притягивает Печорина. Вера для него еще воспоминание о молодости, поре, когда горела его душа, когда он жил.

Всем этим женщинам Печорин приносит стра­дание и горе невольно. Они, как бабочки, летят на свет его любви, его личности и сгорают в ней.

Велико мастерство Лермонтова в обрисовке че­ловеческого характера. Портретная характеристи­ка как бы набрасывает контур образа, начинается его заполнение художественными деталями, рече­вой характеристикой. Портрет у Лермонтова ди­намичен, позволяет проследить образ в развитии. Сравнение помогает глубже понять мысли, по­ступки героев.

Нежность Мери, грусть Веры, обаяние, плас­тичность Бэлы и контрабандистки создают непо­вторимое очарование лермонтовской прозы.

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Copyright (c) Parny 2003

Hosted by uCoz