BOY21.NAROD.RU |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
:: В.В. Маяковский :: Трагические разлады в лирике В. Маяковского Все творчество В. Маяковского представляет собой гигантское противоречие. «Это была поэзия мастерски вылепленная, горделивая, демоническая и в то же время безмерно обреченная, гибнущая, почти зовущая на помощь», — писал Борис Пастернак. Лирический герой этой поэзии многомерен, многопланов, со множеством и во множестве масок. Здесь соединяются богоискания и богоборчество, призыв к разрушению и страдание от хаоса, нежная чистая любовь и гимны жестокости и насилию. Проистекает это из двух диаметрально противоположных «я» поэта: «я» — демоническое и «я» — взывающее о помощи. Это два своеобразных полюса, вокруг которых группируются темы, разрабатываемые Маяковским. Причем темы у обоих полюсов одинаковы. Но с разными знаками. Отсюда несогласованность лирики Маяковского. Звучит
уже банально, но главная тема в раннем
творчестве Маяковского — трагическое
одиночество поэта-человека. В
какой ночи, бредовой, недужной, какими
Голиафами я зачат — такой
большой и
такой ненужный? Но
эта трагедийность неоднопланова. С
одной стороны, это одиночество титана,
над-человека, возвышающегося над толпой
и от этого презирающего ее: Как
трактир, мне страшен ваш страшный суд! С
другой стороны, это человек, жалующийся
на то, что он один, тоскующий, страдающий
от. этого, ищущий выхода из такого
состояния и не находящий его: Время! Хоть
ты, хромой богомаз, лик
намалюй мой в
божницу уродца века! Я
одинок, как последний глаз у
идущего к слепым человека! Стихотворение
«От усталости» — одно из тех, где мы
можем наблюдать двоякость образа
лирического героя. Его безусловное
величие проявляется в сравнении, или,
лучше сказать, в уравнивании его со
столь масштабным образом, которым
является образ Земли. Это
прослеживается в обращении
лирического героя к Земле, говорящего ей: Ты!
Нас — двое... Но
далее — все тот же мотив одиночества,
приобретающий здесь несколько иное
звучание. Это уже не одиночество от
собственного величия и даже не
одиночество от равнодушия окружающего
мира. Все усложняется, и главный мотив
этого стихотворения — спасение от мира
и поиски во времени: В
богадельнях идущих веков, может
быть, мать мне сыщется... Главные эмоции лирического героя Маяковского — боль. «Резок жгут муки» — ключевая фраза для понимания раннего творчества Маяковского. Боль эта возникает от малейшего соприкосновения с окружающим миром. И мир этот воспринимается совершенно по-особому. В связи с изображением воспринимаемого часто говорят о гиперболе в ранней лирике Маяковского. Возможно, это не совсем обоснованно, поскольку у Маяковского ничто не преувеличивается, поэт так (и только так) воспринимает окружающее его. И поэтому «нормальные» лексические средства в этой поэзии — скорее литота. Поэт
в стихотворениях Маяковского — «бесценных
слов транжир и мот». С одной стороны. А с
другой стороны, у него «не слова —
судороги, слипшиеся комом». Это
следствие разлада и во внутреннем мире
Маяковского. Тема
любви, важная для любого поэта, специально
Маяковским практически не разрабатывается.
А отдельные стихотворения и отрывки
написаны все в том же духе
несоответствия. У
Маяковского нет ни строчки о счастливой
любви. Как правило, это чувство
оказывается фикцией: Любовь! «Только
в моем воспаленном мозгу
была ты! Герой любовной лирики либо плачет, жалуется и упрекает, либо грозит отомстить — другой. «Око за око!» Титана нет. Даже просто мужчины нет. Есть циник: ...Дайте любую красивую, юную,
— души
не растрачу, изнасилую и
в сердце насмешку плюну ей! Способность глумиться над святым и в то же время поклоняться ему — так развивается тема любви у Маяковского. В стихотворении «Лиличка» эта любовь настолько чиста и искренна, что никак невозможно связать с нею приведенные выше строки. Дай
хоть Последней
нежностью выстелить твой
уходящий шаг. Творчество
Маяковского, относящееся к послереволюционному
периоду, вступает в достаточно ощутимое
противоречие с его ранним творчеством.
В нем почти нет столь ощутимых разладов.
Нам известны только те произведения
Маяковского, которые опубликованы.
Есть версия, что значительная часть его
произведений до сих пор находится в
спецхране. Аг ранний Маяковский никогда
не стоит в стороне, никогда не констатирует
фактов. Он живет тем, о чем пишет. И сначала
он жертва, а титан, циник уже потом.
Несмотря ни на что, есть в его ранней
лирике нечто, вновь и вновь привлекающее.
Это исповедь глубоко страдающего от
несоответствия внутреннего и внешнего
человека и поэта. Это — завещание: Грядущие
люди! Кто
вы? Вот
— я, весь боль
и ушиб. Вам
завещаю я сад фруктовый моей великой души. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Copyright (c) Parny 2003 |