Сделать стартовой страницей

BOY21.NAROD.RU

Добавить в Избранное

Главная страница Школьные сочинения Краткие содержания Архив шпаргалок

Полезные советы Гостевая книга Полезные ссылки Реклама на сайте
 

:: М.Е. Салтыков-Щедрин ::

 Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина

 М. Е. Салтыков-Щедрин — один из величай­ших сатириков мира. Всю свою жизнь он бичевал самодержавие, крепостничество, а после реформы 1861 г. — пережитки крепостного права, остав­шиеся в быту, в психологии людей. Сатира Щед­рина направлена не только против помещиков, но и против новых угнетателей народа, которым аг­рарная реформа царизма развязала руки, — капи­талистов. Великий писатель разоблачает и либера­лов, отвлекающих народ от борьбы.

Сатирик критиковал не только деспотизм и эгоизм угнетателей трудового народа, но и покор­ность самих угнетаемых, их долготерпение, раб­скую психологию.

Творчество Щедрина связано с традициями его гениальных предшественников: Пушкина («Исто­рия села Горюхина»), Гоголя («Мертвые души»). Но сатира Щедрина более острая и беспощадная.

Во всем блеске раскрылся талант Щедрина-об­личителя в его сказках. Писателя всегда привле­кали народные сказки. Кроме того, этот жанр по­зволял скрыть истинный смысл произведения от цензуры.

В сказках Щедрин раскрывает тему эксплуата­ции, дает уничтожающую критику дворян, чинов­ников — всех тех, кто живет народным трудом.

В «Повести о том, как один мужик двух гене­ралов прокормил» Щедрин изображает двух быв­ших крупных чиновников, попавших на остров. Это генералы-дармоеды, не принесшие никакой пользы государству, всю жизнь прослужившие в регистратуре, которую затем упразднили «за не­надобностью». Щедрин разоблачает их парази­тизм. Генералы ни на что не способны, ничего не умеют делать, воображают, что «булки в том самом виде родятся, как нам их утром к кофею подают». Они чуть не съедают друг друга, хотя кругом масса плодов, рыбы, дичи. Они умерли бы с голоду, если бы рядом не оказался мужик. Ни­сколько не сомневаясь в своем праве эксплуатиро­вать чужой труд, генералы заставляют мужика на них работать. И вот опять генералы сыты, к ним возвращается прежняя самоуверенность и самодо­вольство. «Вот как оно хорошо быть генерала­ми — нигде не пропадешь!» — думают они. В Пе­тербурге генералы «денег загребли», а мужику выслали «рюмку водки да пяток серебра: весе­лись, мужичина!».

Сочувствуя угнетенному народу, Щедрин вы­ступил против самодержавия и его слуг. Царя, ми­нистров и губернаторов высмеивает сказка «Мед­ведь на воеводстве». В ней показаны трое Топтыгиных, последовательно сменявших друг друга на воеводстве, куда они были посланы львом, чтобы «усмирить внутренних супостатов». Первые два Топтыгина занимались разного рода «злодействами»: один — мелкими, «срамными» («чижика съел»), другой — крупными, «блестящими» (задрал у крестьянина лошадь, корову, свинью и пару овец, но сбежались мужики и убили его). Топтыгин 3-й не жаждал «кровопролитиев». Наученный опытом истории, он действовал осторожно и повел либеральную политику. Мно­гие годы получал от тружеников поросят, кур, мед, но в конце концов лопнуло терпение мужи­ков, и они расправились с «воеводой». Это уже стихийный взрыв недовольства крестьян против угнетателей. Щедрин показывает, что причина бедствий народных не только в злоупотреблении властью, но в самом характере самодержавной системы. А это значит, что спасение народа — в свержении царизма. Такова основная идея сказ­ки.

В сказке «Орел-меценат» Щедрин разоблачает деятельность самодержавия в области просвеще­ния. Орел — царь птиц — решил «завести» при дворе науки и искусства. Однако орлу вскоре на­доело разыгрывать роль мецената: он уничтожил соловья-поэта, надел кандалы на ученого дятла и заточил его в дупло, разорил ворон. Начались «ро­зыски, следствия, судбища», наступил «мрак не­вежества». Писатель показал в этой сказке несо­вместимость царизма с наукой, просвещением и искусством, сделал вывод о том, что «орлы для просвещения вредны».

В сказке «Либерал» праздно болтающий о «свободе, обеспеченности и самодеятельности» ли­берал-интеллигент никогда и ничего не требовал настойчиво, а «всегда только по возможности». Когда же «сведущие люди» объявили его тактику «по возможности» крамолой, он стал добиваться «хоть чего-нибудь». Однако «сведущие люди» сочли и это широкой программой, тогда либерал стал действовать «применительно к подлости». Так метко сатирик изобразил либералов 80-х годов, предавших интересы народа.

Щедрин высмеивает и обывателей. Этой теме посвящена сказка о премудром пискаре. Пискарь всю жизнь думал о том, как бы его не съела щука, поэтому сто лет просидел в своей конуре, подаль­ше от опасности. Пискарь «жил — дрожал, и уми­рал — дрожал». А умирая, подумал: чего же ради всю жизнь он дрожал и прятался? «Какие были у него радости? Кого он утешил?.. Кто об его суще­ствовании вспомнит?» «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари. Никому от них ни тепло, ни холодно... живут, даром место занимают», — обращается автор к читателю.

В сказке «Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин критикует утопистов, оторванных от реальной действительности. Карась мечтает, чтобы «рыбы любили друг друга», чтобы богатые и сильные не притесняли бедных и слабых. Он надеется убедить хищницу-щуку, призывает ее к справедливости и добродетели, а щука в ответ его съедает. Щедрин говорит о том, что не словами, а решительными делами можно достичь результата.

Разнообразны у писателя и образы представи­телей народа. Так, мужик из сказки о двух гене­ралах сообразителен, у него золотые руки: он и силок смастерил «из собственных волос», и чудо-корабль построил. Образ Коняги из одноименной сказки — символ порабощенного народа. Генера­лы, помещики, буржуазия, купцы, как «пусто­плясы», говорят о своей любви к народу, восхища­ются его трудолюбием, а на деле живут чужим трудом. Сытые «пустоплясы» в духе идей славя­нофилов и либералов рассуждают о причинах бес­смертия Коняги. Один предполагает, что Коняга силен тем, что в нем от постоянной работы «здра­вого смысла много накопилось», другой видит в Коняге «жизнь духа и дух жизни», третий утверждает, что Коняге «труд дает... душевное рав­новесие», четвертый, что просто Коняга привык к участи своей и нуждается только в кнуте. Коняга работает, «пустоплясы» покрикивают: «Н-но, ка­торжный, н-но!»

Писателю горько, что русское крестьянство своими руками вьет веревку, которую угнетатели накинули ему на шею. Щедрин призывает народ задуматься над своей судьбой, сбросить гнет.

Свою манеру писать Салтыков-Щедрин назы­вает «эзоповой», то есть иносказательной. Каждая сказка имеет подтекст. Часто Щедрин говорит на­меками. В сказке о верном Трезоре купец Воротилов, чтобы проверить бдительность пса, наряжает­ся вором. Тут Щедрин замечает: «Удивительно, как к нему этот костюм шел1» И этого достаточно, чтобы представить себе, каким путем купец нажил свое богатство. А чего стоит одна его фами­лия: Воротилов! Вообще имя персонажа часто имеет идейную нагрузку (например. Пустопляс).

В сказках Щедрина действуют и условные ко­мические персонажи (генералы), и образы-симво­лы животных. Героев-людей автор ставит в не­обычное положение, тем самым «развязывает им руки и язык». В других сказках писатель изобра­жает животных, которым придает черты людей, принадлежащих к определенным социальным группам. Щедрин использует традиционные об­разы-символы: трусливого зайца, свирепого волка, хищной щуки, которые в его сказках дают­ся в народной трактовке. Он создает и новые обоб­щающие образы-аллегории (карась-идеалист, пре­мудрый пискарь).

Своеобразие сказок Щедрина еще и в том, что в них реальное переплетается с фантастическим. На сказочном острове генералы находят извест­ную газету «Московские ведомости». От необык­новенного острова недалеко до Петербурга, до Большой Подьяческой. В жизнь сказочных рыб и зверей писатель вводит детали из жизни людей: пискарь «жалования не получает и прислуги не держит», мечтает выиграть двести тысяч.

Излюбленными приемами Салтыкова-Щед­рина являются гипербола, гротеск. И ловкость мужика, и невежество генералов чрезвычайно пре­увеличены. Умелый мужик варит суп в при­горшне. Глупые генералы не знают, что булки из муки пекут. Голодный генерал проглатывает ор­ден своего приятеля.

В сказках нет ни одной случайной подробнос­ти, ни одного лишнего слова. С голоду генералы «в одно мгновенье ока» озверели и с рычанием ки­нулись друг на друга. Такое быстрое одичанье не­удивительно: ведь в генералах не было ничего че­ловеческого.

Характеры персонажей раскрываются не толь­ко в их поступках, но и в словах. Речь генералов отличает скудость мысли: они обсуждают то при­чины захода солнца, то вавилонское столпотворе­ние. Карась-идеалист «разглагольствовал, оратор­ствовал, восклицал». В его монологах масса книжных слов: «Тьма — совершившийся факт, а свет — чаемое будущее... Не будь этого воистину зиждущего фактора жизни, не было бы и исто­рии... История — это повесть освобождения...» Язык скептика-ерша насыщен совсем другими вы­ражениями: «Дожидайся!.. Держи карман!.. Прах тебя побери!» Издеваясь над бессодержательнос­тью «Московских ведомостей», Щедрин дает при­меры заметок и подчеркивает пустоту сообщений, отсутствие смысла в них («...в осетре был опознан частный пристав Б»).

Писатель обращает внимание на смешные сто­роны изображаемого, в сказках много комичных ситуаций. Достаточно вспомнить, что генералы были в ночных рубашках, а на шеях у них висело по ордену.

Сказки Щедрина тесно связаны с народным творчеством. Это проявилось и в создании тради­ционных сказочных образов животных, и в ис­пользовании сказочных зачинов («жил-был пискарь»), поговорок («мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «ни в сказке сказать, ни пером описать»). Сюжет «Коняги» непосредственно свя­зан с пословицей: «Рабочий конь на соломе, пус­топляс на овсе». Наряду с такими выражениями мы встречаем книжные слова, совсем не характер­ные для народных сказок: «жизнью жуировать», «пискарь... жизненный процесс завершает». Этим писатель подчеркивает иносказательный смысл произведений.

«Сказки» Щедрина — это великолепный художественный памятник минувшей эпохи, пример осуждения всех форм социального зла во имя добра, красоты, равноправия и справедливости.

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Copyright (c) Parny 2003

Hosted by uCoz