BOY21.NAROD.RU |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
:: Л.Н. Толстой :: Война
и мир
Июль 1805 года. В петербургском салоне
фрейлины Анны Павловны Шерер собираются
гости, высшее общество. «Быть
энтузиасткой сделалось ее общественным
положением, и иногда, когда ей даже того
не хотелось, она, чтобы не обмануть
ожиданий людей, знавших ее, делалась
энтузиасткой. Сдержанная улыбка,
игравшая постоянно на лице Анны Павловны,
хотя и не шла к ее отжившим чертам,
выражала, как у избалованных детей,
постоянное сознание своего милого
недостатка, от которого она не хочет, не
может и не находит нужным исправляться».
Разговоры ведутся о Наполеоне и о
готовящейся антинаполеоновской коалиции.
Все беседы ведутся едва ли не наполовину
по-французски. Одним из первых приезжает
князь Василий Курагин. Шерер
осведомляется о здоровье его детей, «сватает»
младшего сына князя Василия (Анатоля
Курагина) за Марью Волконскую. Князь
Василий трезво относится к своим
сыновьям: «Ипполит по крайней мере
покойный дурак, а Анатоль — беспокойный».
Княгиня Друбецкая просит князя Василия о
переводе ее сына Бориса в адъютанты
Кутузова. Только чтобы отделаться от
навязчивой дамы и укрепить свое влияние в
свете, князь Василий обещает свою помощь.
В салоне появляется жена Андрея
Болконского Лиза, которая вышла замуж
прошлой зимой и теперь не появляется в
свете по причине своей беременности, но
еще ездит на небольшие вечера. «Ее
хорошенькая, с чуть черневшимися усиками
верхняя губка была коротка по зубам, но
тем милее она открывалась и тем еще милее
вытягивалась и опускалась на нижнюю. Как
это всегда бывает у вполне
привлекательных женщин, недостаток ее —
короткость губы и полуоткрытый рот —
казались ее особенною, собственно ее
красотой. Всем было весело смотреть на
эту, полную здоровья и живости,
хорошенькую будущую мать, так легко
переносившую свое положение». «Вскоре
после маленькой княгини вошел массивный,
толстый молодой человек с стриженою
головой, в очках, светлых панталонах по
тогдашней моде, с высоким жабо и в корич- f
невом фраке. Этот толстый молодой человек
был незаконный сын знаменитого
екатерининского вельможи, графа Безухова,
умиравшего теперь в Москве. Он нигде не
служил еще, только что приехал из-за
границы, где он воспитывался, и был в
первый раз в обществе». Следом появляется
дочь князя Василия, красавица Элен,
которая идет, «не глядя ни на кого, но всем
улыбаясь и как бы любезно предоставляя
каждому право любоваться красотою своего
стана... Элен была так хороша, что не
только не было в ней заметно й тени
кокетства, но, напротив, ей как будто
совестно было за свою несомненную и
слишком сильно и победительно
действующую красоту. Она как будто желала
и не могла умалить действие своей красоты...»
Входит Андрей Болконский. Он «был
небольшого роста, весьма красивый
молодой человек с определенными и сухими
чертами. Все в его фигуре, начиная от
усталого, скучающего взгляда до тихого
мерного шага, представляло самую резкую
противоположность с его маленькою,
оживленною женой. Ему, видимо, все бывшие
в гостиной не только были знакомы, но уже
надоели ему так, что и смотреть и слушать
их ему было очень скучно». Пьер слышит,
как присутствующие во главе с неким
виконтом ругают Наполеона, и начинает с
ними спорить, говоря, что Наполеон —
великий человек и что обыкновенные люди
не могут судить о замыслах и поступках
гения: «Бурбоны бежали от революции,
предоставив народ анархии; а один
Наполеон умел понять революцию, победить
ее, и потому для общего блага он не мог
остановиться перед жизнью одного
человека... Наполеон велик, потому что он
стал выше революции, подавил ее
злоупотребления, удержав все хорошее — и
равенство граждан, и свободу слова и
печати — и только потому приобрел власть».
Виконт возражает, что свобода и равенство
— старые лозунги, но люди, несмотря ни на
какие революции, не становятся
счастливее, что «мы хотели свободы, а
Бонапарт уничтожил ее». Андрей
Болконский внимательно слушает спор,
потом говорит: «Наполеон как человек
велик на Аркольском мосту, в госпитале в
Яффе, где он чумным подает руку, но... но
есть другие поступки, которые трудно
оправдать». Том
первый
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Copyright (c) Parny 2003 |