BOY21.NAROD.RU |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
:: А.А. Ахматова :: Поэзия
Анны Ахматовой А.
А. Ахматова творила в очень сложное
время, время катастроф и социальных
потрясений, революций и войн. Поэтам в
России в ту бурную эпоху, когда люди
забывали, что такое свобода, часто
приходилось выбирать между свободным
творчеством и жизнью. Но, несмотря на все
эти обстоятельства, поэты по-прежнему
продолжали творить чудеса: создавались
чудесные строки и строфы. Источником
вдохновения для Ахматовой стали Родина,
Россия, поруганная, но от этого ставшая
еще ближе и роднее. Анна Ахматова не
смогла уехать в эмиграцию, так как она
знала, что только в России может она
творить, что именно в России нужна ее
поэзия: "Не
с теми я, кто бросил землю
На
растерзание врагам.
Их
грубой лести я не внемлю,
Им
песен я своих не дам". Но
давайте вспомним начало пути поэтессы.
Ее первые стихи появились в России в 1911
году в журнале "Аполлон", а уже в
следующем году вышел и поэтический
сборник "Вечер". Почти сразу же
Ахматова была поставлена критиками в
ряд самых больших русских поэтов. Весь
мир ранней, а во многом и поздней лирики
Ахматовой был связан с А.Блоком. Муза
Блока оказалась повенчана с музой
Ахматовой. Герой блоковской поэзии был
самым значительным и характерным "мужским"
героем эпохи, тогда как героиня поэзии
Ахматовой была представительницей "женской"
поэзии. Именно от образов Блока во
многом идет герой ахматовской лирики.
Ахматова в своих стихах является в
бесконечном разнообразии женских судеб:
любовницы и жены, вдовы и матери,
изменявшей и оставляемой. Ахматова
показала в искусстве сложную историю
женского характера передовой эпохи, его
истоков, ломки, нового становления. Вот
почему в 1921 году, в драматическую пору
своей и общей жизни, Ахматова сумела
написать поражающие духом обновления
строки: "Все
расхищено, предано, продано,
Черной
смерти мелькало крыло,
Все
голодной тоскою изглодано -
Отчего
же нам стало светло?" Так
что в известном смысле Ахматова была и
революционным поэтом. Но она всегда
оставалась и поэтом традиционным,
поставившим себя под знамена русской
классики, прежде всего, Пушкина.
Освоение пушкинского мира продолжалось
всю жизнь. Есть
центр, который как бы сводит к себе весь
остальной мир поэзии, оказывается
основным нервом, идеей и принципом. Это
любовь. Стихия женской души неизбежно
должна была начаться с такого заявления
себя в любви. В одном из своих
стихотворений Ахматова называла любовь
"пятым временем года". Чувство, само
по себе острое и необычайное, получает
дополнительную остроту, проявляясь в
предельном, кризисном выражении - взлета
или падения, первой встречи или
совершившегося разрыва, смертельной
опасности или смертельной тоски, потому
Ахматова так тяготеет к лирической
новелле с неожиданным, часто прихотливо-капризным
концом психологического сюжета и к
необычностям лирической баллады,
жутковатой и таинственной ("Город
сгинул", "Новогодняя баллада"). Обычно
ее стихи - начало драмы, или только ее
кульминация, или еще чаще финал и
окончание. И здесь она опиралась на
богатый опыт русской уже не только
поэзии, но и прозы: "Слава
тебе, безысходная боль,
Умер
вчера сероглазый король.
..............................
...А
за окном шелестят тополя:
Нет
на земле твоего короля". Стихи
Ахматовой несут особую стихию любви-жалости:
"О
нет, я не тебя любила,
Палила
сладостным огнем, Так
объясни, какая сила В
печальном имени твоем". Мир
поэзии Ахматовой - мир трагедийный.
Мотивы беды, трагедии звучат в
стихотворениях "Клевета", "Последняя",
"Через 23 года" и других. В годы
репрессий, тяжелейших испытаний, когда
ее мужа расстреляют, а сын окажется в
тюрьме, творчество станет единственным
спасением, "последней свободой".
Муза не покинула поэта, и она написала
великий "Реквием". Таким
образом, в творчестве Ахматовой
отражалась сама жизнь, творчество было
ее жизнью.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Copyright (c) Parny 2003 |