BOY21.NAROD.RU |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
:: М.А. Булгаков :: Духовно-религиозные
искания М.А. Булгакова (по роману «Мастер
и Маргарита») Наверное,
любому человеку, хоть немного
приобщенному к духовному опыту
предшествующих поколений, свойствен
поиск некоего пристанища в этом
безграничном пространстве, огромной
частью которого является религия.
Духовно-религиозные искания для людей
творческих — это знак, которым
отмечены их творения. У писателя
носителями этого знака являются герои
его книг. Герои
большинства произведений М. А. Булгакова
реалистичны и современны автору.
Фантастико-историческо-аллегорический
роман «Мастер и Маргарита» дает
большие возможности понимания
воззрений и поисков автора. Введение
плана исторического (Пилат и Иешуа)
позволяет писателю (и читателю)
размышлять о проблемах выбора,
ответственности и наказания и, главное,
переосмысливает Евангельскую историю.
Введение в реальную современность
фантастико-метафизических героев (Воланд
и его свита) дает толчок к поиску Истины
Мастеру, Маргарите и Ивану Бездомному.
Еще одна линия исканий связана с «вечной
любовью» Мастера и Маргариты. Герои
ищущие — это Пилат, Мастер, Маргарита и
отчасти Иван Бездомный. Маргарита и Иван
менее первых, ибо для Маргариты главное
приобретается после встречи с Мастером,
а Иван, идущий к истине не
самостоятельно, а ведомый страшными
чудесами и случайными встречами, не
познает ее до конца. Нужно отметить, что
между Пилатом и Мастером
устанавливаются дополнительные
отношения Творца и творения, поскольку
для данного произведения Пилат является
еще и героем романа Мастера. Поэтому
наибольшая смысловая нагрузка именно на
нем. Библейский
Пилат после осуждения Христа на казнь
умыл руки, показав тем самым, что за
кровь Христа ответствен не он, а иудеи.
Пилат булгаковский ответственности за
смерть Иешуа снять со своей души не смог.
Но дело здесь даже не в крови невинного.
Пилат увидел в подсудимом свет истины и,
потеряв его, мучается не только духовно.
У Пилата была возможность спасти Иешуа
— он ею не воспользовался и потому
ответствен за свой выбор и наказан за
него бессмертием. Булгаков
переосмысливает Библейский сюжет не
только на примере Пилата. У него другой
Христос, не Богочеловек, а всего лишь
Тот, Кто знает и несет Истину. Его образ
лишен чудесного, в отличие от Во ланд а,
который является в романе не абсолютным
Злом, но карающим мечом правосудия,
прокладывающим дорогу к познанию Истины. Искания
Мастера — это искания всякого писателя,
равно как и любого творческого человека.
Он проходит испытания главным в его
жизни — романом и любовью, — не
выдерживая, кажется, даже второго,
потому что не выдерживает первого,
сжигая рукопись. Но для Булгакова важно,
что «рукописи не горят» и «вечная любовь»
существует, потому что есть надземная,
Высшая сила, которая спасает книгу и
дарует Мастеру счастье с любимой
женщиной, ибо, написав свой роман, Мастер
заранее заплатил за все. Перераспределяется
у Булгакова соотношение Света и Тьмы на
земле, в частности в России. В основной
массе человеческая натура столь нелицеприятна,
что сам Сатана становится пророком Истины.
Царство бездуховности и лжи на земле —
эта мысль проходит через весь роман. «Каждый получает то, что выстрадал», — так можно трактовать финал романа. «Прощенный в ночь на воскресенье... жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат» уходит по лунной дорожке, беседуя с Иешуа. «Кто-то» отпустил «на свободу Мастера», даровав ему и Маргарите не Небесный, но его собственный и Маргариты рай — полное спокойствие. Иван Бездомный, став профессором философии и истории без псевдонима, знает то, что он хочет знать, мучаясь и сомневаясь лишь в дни полнолуния. А для самого Булгакова «рукописи» по-прежнему «не горят». Эта главная истина для писателя проверена временем на примере его произведений. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Copyright (c) Parny 2003 |