BOY21.NAROD.RU |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
:: М.А. Булгаков :: Фантастическое
и реалистическое в произведениях М.А.
Булгакова Произведения
М. А. Булгакова отличаются очень
естественным переплетением в
повествовании планов реального и
фантастического. Булгакова
нельзя назвать писателем-фантастом,
как, например, братьев Стругацких. Но повести
«Собачье сердце» и «Роковые яйца», безусловно,
будут отнесены к области научной
фантастики; роман «Мастер и Маргарита»
— роман притчевый, философский, в
котором сильно скорее метафизическое
начало — традиционно классифицируется
как фантастический. Фантастика
для Булгакова, научная или мистическая,
не самоцель. В первую очередь для него
важно осмысление картины человеческой
жизни, человеческой сущности и
соотношение в человеке и мире темного (от
Сатаны) и светлого (Божеского) начала.
Все остальное — это лишь средства для
раскрытия и более полного освещения
замысла. В
«Собачьем сердце» реальным становится
то, что с научной точки зрения пока еще
невозможно: профессор медицины Ф. Ф.
Преображенский создает искусственного
человека, своеобразного нового
гомункула, за которого, как создатель,
несет ответственность. Душа Шарикова —
поле битвы между профессором и
Швондером, представителем нового строя
и полного отсутствия культуры. В
конечном счете Швондер оказывается
властителем души Шарикова, который
пополняет легионы новых людей.
Фантастические события создания и
разрушения жизни пусть и неприятного, но
все же человека являются для Булгакова
средством обозначить в своеобразной
аллегорической форме волнующие его
проблемы: судьба России, взаимоотношения
Творца и творения, культуры (Филипп
Филиппович) и антикультуры (Швондер),
вечная битва Света и Тьмы — и осмыслить
их. «Мастер
и Маргарита» — роман более объемный и
многоплановый. В нем соединяются и переплетаются
три пласта: реальный, метафизический (фантастический)
и исторический. Последний можно назвать
ирреальным по отношению к основному
романному действию, поскольку
Евангелие от Воланда является еще и
книгой Мастера. В
романе нет границы между реальностью и
фантастикой. Она стерта или, лучше
сказать, разрушена вторжением в
реальный мир персонажей мистико-фантастических:
Воланд и его свита, Понтий Пилат, Иешуа и
его посланец, а также гости на балу у
Сатаны. Стираются
в романе и временные границы, которые,
впрочем, оказываются литературными границами
(роман Мастера). Наиболее
интересен и важен момент пришествия
Воланда на землю. Сам по себе являющийся
Властелином Тьмы и соответственно
носителем зла, он, вступая в контакт с
представителями человеческого рода,
оказывается Судией, восстанавливающим
истину и наказывающим во имя ее. При
помощи этого приема Булгаков говорит о
темной человеческой природе, по
сравнению с которой сам Сатана
становится пророком истины. Переплетение
фантастического и реального создает в
романе глубокий пласт философского
смысла. С его помощью Булгаков в
притчевой форме переосмысливает
глобальные проблемы и переоценивает
догматичные ценности. Это усложняет
восприятие, но и дает возможность
читателю и автору расширить сферу
осмысляемого и увеличивает возможные
оттенки смысла. Тяготение М. А. Булгакова к притчевой форме повествования и объясняет столь масштабное соединение в его произведениях реальных событий и героев и персонажей фантастико-аллегорических. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Copyright (c) Parny 2003 |