BOY21.NAROD.RU |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
:: А.П. Чехов :: Художественное мастерство Чехова-драматурга А. П. Чехов известен во всем мире как оригинальный создатель короткого рассказа. Но он является и выдающимся художником-новатором в драматургии. Через всю жизнь Чехов пронес интерес и любовь к театру. Поэтому не случайно его обращение к драме. В своих пьесах Чехов изображает интеллигенцию, ее неудовлетворенность действительностью, мечты о будущем, о счастье («Чайка», «Дядя Ваня», «Иванов», «Вишневый сад», «Три сестры»). На
сцену Чехов перенес живую жизнь, без эффектов,
без красивых поз и необычных ситуаций.
Он считал, что в театре должно быть все
так же просто и в то же время сложно, как
бывает в жизни. И действительно, в его
пьесах изображается повседневная
жизнь обыкновенных людей, но в этой
обыденности Чехов видит красоту и значительность. Этим
объясняется своеобразная композиция
его драм, простота сюжета, неторопливое
и спокойное развитие действия,
отсутствие сценических эффектов, «подводное
течение» (подтекст). Чехов
сумел сочетать драматическое, подчас
трагическое начало с комическим. В его
пьесах переплетаются самые
разнообразные настроения. И в этом Чехов
верен своей цели — правдивому
изображению жизни. Через всю
драматургию Чехова проходит мечта о
счастливом будущем. Но постепенно
писатель все яснее сознает, что за
будущее надо бороться, и эта мысль
убедительно звучит в его последней
пьесе — «Вишневый сад». «Вишневый
сад» — вершина драматургии Чехова.
Здесь особенно полно проявилось его
новаторство. Эта пьеса, как и рассказ «Невеста»,
— как бы поворотный пункт в творчестве
писателя. Чехов всю жизнь искал «общую
идею жизни», в его произведениях
появились светлые, радостные ноты,
предчувствие нового. Светлым,
лирическим настроением проникнут «Вишневый
сад». Это единственная пьеса Чехова, в
основе которой лежит социальный
конфликт. Писатель освещает судьбу трех
сословий: дворянства, буржуазии и
прогрессивной интеллигенции. В конце XIX
— начале XX
века дворянство разорялось и
расслаивалось. Это был класс, обреченный
на гибель. На смену ему пришла могучая
сила — буржуазия. Смерть дворянства и
приход капиталистов — вот основа пьесы.
Но писатель провожает своих героев в
царство теней смеясь, без сожаления, он
принимает их уход. Ведь дворяне уже
бесполезны для общества, они живут «на
чужой счет». Чехов показывает и то, что
буржуазия, «хищный зверь», недолго
будет господствовать. Крепнет другая,
молодая сила, которая будет строить иную
жизнь, новую, прекрасную Россию. Сюжет
пьесы чрезвычайно прост. Нет ни острой
завязки, ни эффектных ситуаций. Герои
живут на сцене. Главное событие —
продажа запущенного и перезаложенного
дворянского имения с садом. Вокруг
этого и раскрываются характеры героев,
прослеживается их дальнейшая судьба.
Композиция «Вишневого сада» тоже несложна.
Первое действие можно назвать экспозицией,
во втором акте напряжение нарастает.
Кульминация связана с продажей
вишневого сада. Развязка происходит в
четвертом действии. Враг дешевых
сценических эффектов, Чехов с гордостью
отмечает, что у него «в пьесе нет ни
одного! выстрела». Он мог бы внести в
драматическое произведение яркую сцену
аукциона, но не сделал этого. Стремясь к
правдивости, Чехов в то же время
отказывается от ненужных подробностей,
деталей, отвлекающих внимание зрителя.
Он, например, не согласился на
предложение Станиславского пропустить
во втором акте «поезд с дымочком». Чехов
— создатель
нового, оригинального
жанра драматургии. Его «Вишневый сад» —
лирическая комедия. Название жанра
объясняется оптимистическим отношением
к уходу дворянства, верой в то, что
Россия превратится в цветущий сад. А
определение «комическое» указывает на
такие особенности в изображении
дворянства, как сатира, ирония. Герои
рисуются писателем с легкой насмешкой,
но без сарказма. Раневская
и Гаев — неплохие, добродушные люди. Но
они уже отжили свой век, это ощущается в
их поведении, в речи. Они сентиментальны,
но не энергичны, не способны действовать,
не могут разумно решать свои дела,
беспомощны, никому не нужны, они лишние в
жизни, «не успели вовремя умереть», по
замечанию Горького. Чехов все время
показывает несоответствие между их
словами и делами. И Раневская, и Гаев
проливают слезы, жалея о вишневом саде,
где прошло их детство, они не
представляют себе жизни без него. Но г
вот имение продано, и бывшие хозяева
уезжают, быстро примирившись с его
утратой. Оказывается, никакой трагедии
не произошло. Очевидно, не так уж много
значил сад для Раневской и Гаева. Они не
способны на сильные переживания. Еще
до продажи усадьбы Гаев клянется сделать
все, чтобы сохранить вишневый сад. Но он
не желает даже пошевелить пальцем для
этого, не может, да и не хочет найти
способ спасти имение. Он надеется то на
наследство ярославской тетушки, то на
богатство несуществующего жениха Ани. Милые,
безобидные полудети, Раневская и Гаев,
ведут паразитический образ жизни. Чехов
раскрывает страшное противоречие между
кажущимся и истиной. Из-за небрежности
господ старый Фирс остается в
заколоченном доме. Рассеянность дворян
оборачивается жестокостью, в этом —
крепостническая бесчеловечность
барства. Смешны
и сентиментально-напыщенные речи Гаева (например,
в честь юбилея «шкапа»), и слезное
умиление Раневской. Комическое
начало в пьесе усиливают второстепенные
персонажи. Очень своеобразна их композиционная
роль: иногда их поведение является
зеркальным отражением манер Раневской и
Гаева. Только зеркало это кривое.
Горничная Дуняша копирует
чувствительность, нежные «нервы» барыни.
Лакей Яша — отвратительное порождение
крепостничества. Он не только смешон,
но и гадок. Побывав за границей, он позволяет
себе свысока относиться к матери, груб с
Фирсом. Эти черты Яши явно напоминают
аристократическую брезгливость Гаева,
его презрение к Лопахину и к тому же Яше,
от которого «курицей пахнет». Пародией
на Гаева является Епиходов. Он «недотепа»,
«22 несчастья», все его планы рушатся из-за
неуклюжести, невезения в жизни. Он похож
на Гаева и своей страстью к пышным фразам,
к красивым словам, смысла которых он
иногда даже не понимает. Судьба
фокусницы Шарлотты перекликается с
судьбой Раневской. Шарлотта — фигура
трагикомическая, жизнь ее печальна. Она
одинока, оторвана от родины и ищет
спасения в выдуманном мире фокусов.
Раневская, уверяющая, что она любит
Россию, тоже живет вдали от родины и тоже
ничего не понимает в жизни. Обе они
никому не нужны. По-видимому,
Чехов имел в виду эти «кривые зеркала»,
когда писал, что у него получается «местами
даже фарс». Комичны
и пародийны персонажи: и Симео-нов-Пищик,
и плакса Варя. Но
«Вишневый сад» — комедия лирическая.
Чехов показывает, что власть Лопахиных
не будет вечной, что есть другие люди,
мечтающие не о богатстве, а о труде,
способные вести борьбу за новую Россию.
Беспомощным дворянам и дельцу Лопахину
противопоставлен Петя Трофимов —
честный, трудолюбивый студент,
неравнодушный к политике. Но истинная
надежда будущего — это Аня. Образ Пети,
несмотря на привлекательность,
противоречив. Чехов придает ему
комические черты. Трофимова награждают
всякими прозвищами: «недотепа», «облезлый
барин». Петя — обличитель, он
рассказывает Ане правду о ее предках —
крепостниках, раскрывает страшную
сторону поэзии вишневого сада. И Аня его
понимает. Она смело решает свою судьбу,
хочет жить своим трудом, готова к борьбе.
В мечте о новой России заключено
лирическое начало пьесы. Вся комедия
проникнута этим ожиданием, предчувствием
обновления жизни. Светлой радостью
наполнены горячие, звонкие монологи
Ани. Она сама олицетворяет образ
счастливой, молодой Родины: «Мы посадим
новый сад, роскошнее этого... Здравствуй,
новая жизнь!» Лирически
весеннее настроение в пьесе поддерживают
и авторские ремарки («радостно», «сквозь
слезы», «нежно»), и ласковые восклицания,
и паузы. Чехов
— мастер пейзажно-звукового оформления,
которое усиливает эмоциональную
сторону пьесы. Действие происходит на
фоне прекрасной природы: то
белоснежного вишневого сада в лучах
восходящего солнца, то заката. Большую
роль играют и слуховые эффекты:
замирающий и печальный звук лопнувшей
струны, тихая музыка. Провожает старую
жизнь глухой стук топора по стволам
деревьев, он же возвещает и приход
нового хозяина. Глубокое
идейное содержание несет в себе название
пьесы. Сад в комедии символизирует былую
жизнь. Конец вишневого сада — это конец
дворянства. Но в пьесе вырастает образ
нового сада, «роскошнее этого». «Вся
Россия — наш сад». Этот огромный цветущий
сад своей поэзией, своим благоуханием наполняет
всю комедию, бороться за его красоту, за
счастье людей будет Аня. Произведения Чехова-драматурга, хранителя лучших традиций и замечательного новатора, стали шагом вперед в развитии русской литературы, значительным явлением в истории реалистического театра. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Copyright (c) Parny 2003 |