BOY21.NAROD.RU |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
:: Ф.М. Достоевский :: Система образов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» В
1866 году вышел в свет роман Федора Михайловича
Достоевского «Преступление и наказание»,
ставший совершенно новым явлением в русской
литературе. Основное его отличие от
предшествующих произведений состояло в
богатой полифонии образов. В романе
насчитывается около девяноста
персонажей: здесь и городовые, и
прохожие, и дворники, и шарманщики, и
мещане, и многие другие. Все они, вплоть
до самых незначительных, составляют
тот особый фон, на котором развивается
действие романа. Достоевский даже
вводит необычный, на первый взгляд,
образ большого города («Петербург
Достоевского»!) с его мрачными улицами, «колодцами»
дворов, мостами, тем самым усиливая и
без того тягостно-напряженную
атмосферу безысходности и подавленности,
которая определяет настроение романа. И
среди всего многообразия персонажей
выделяются несколько, оказавших
наибольшее влияние на ход мыслей
Родиона Раскольникова — главного героя
произведения. Каждый из них как человек
с уже сложившимися взглядами и
убеждениями является носителем какой-то
определенной теории. И безусловно, эти
герои подчинены одной основной задаче —
всестороннему и полному раскрытию образа
Родиона Раскольникова. Условно
всех второстепенных персонажей можно
разделить на две группы: «антиподы» и «двойники»
главного героя, в общении с которыми он
находит подтверждение или опровержение
своей теории. Так,
в самом начале романа Раскольников
встречается с Семеном Захарычем
Мармеладовым, спившимся чиновником,
основной идеей которого является не
борьба со злом, внутри и вокруг себя, а
смирение с ним как с чем-то неизбежным.
Самоуничижение — вот главный принцип
Мармеладова. Этот безвольный пьяница
приносит одни несчастья своим близким
и прекрасно это осознает, но не может
противостоять своей слабости. Единственная
его надежда на то, что в день «страшного
суда» Бог простит таких, как он, только
за то, что ни один из них «сам не считал
себя достойным того». Встреча с
Мармеладовым сыграла решающую роль в
становлении теории Раскольникова,
который не был способен, да и не хотел
мириться с нищетой и повторять судьбу
Семена Захарыча. После разговора с ним
главный герой еще больше уверился в
правильности своих убеждений. Укрепила
эту веру и его встреча с Катериной
Ивановной, протест которой выражается
лишь в словах и в бесплодных, порой
болезненных мечтаниях. Подобный путь
привел ее к потери рассудка и смерти от
чахотки. Крах Катерины Ивановны
убеждает главного героя в том, что
единственный выход — это активное
действие, а не слова. Раскольников
тоже один из униженных и оскорбленных,
но он полон желания решительно изменить
свою жизнь, пусть даже через преступление.
Порой он сомневается, боится загубить
свою душу, но его манит результат, причем
более ощутимый, чем тот, которого
добилась Соня Мармела-дова. О ней
Раскольников впервые услышал от ее отца,
и история эта чрезвычайно поразила
Родиона. Соня, по мнению главного героя,
совершает, может быть, даже более
страшное преступление, чем он, убивая не
кого-то, а себя. Она жертвует собой, а
жертва эта напрасна. Так же как впоследствии
окажется напрасной и жертва Раскольникова.
Поэтому он с первого взгляда признает в
Соне близкого человека, а она, приняв на
себя его страдания, становится его
верной спутницей. Все старания Сони
направлены на разрушение бесчеловечной
теории Раскольникова. По ее мнению,
выход кроется в смирении и принятии
основных христианских норм. Для Сони
религия не просто условность, а
единственное, что помогает выжить в этом
страшном мире и дает надежду на будущее.
В конце концов, идея христианского
смирения Сони побеждает чудовищную
теорию Раскольникова. И с этого
начинается нравственное возрождение
главного героя. И
Соня, и Мармеладов, и сам Раскольников —
люди, прикоснувшиеся к пороку. Но есть у
Достоевского и другие герои. Это мать и
сестра Раскольникова и его
университетский товарищ Разуми-хин.
Недаром общение с ними после
преступления невыносимо для главного
героя. Он понимает, что души их чисты и
что совершенным убийством он навсегда
отделил себя от них. Они олицетворяют
для Раскольникова «отвергнутую им
совесть». Ведь и Разумихин, и Дуня не
приемлют теорию «сверхчеловека». «Меня
более всего возмущает, что ты кровь по
совести разрешаешь», — говорит
Раскольникову его друг, по натуре очень
добродушный человек, для которого
чувство товарищества превыше всего. «Но
ведь ты кровь пролил!» — в отчаянии
восклицает Дуня, узнав о страшном
преступлении брата. И для нее, и для
Разумихина путь Раскольникова
неприемлем. Они представляют новое
поколение, которое будет «гуманно,
человечно и великодушно». Они «антиподы»
Раскольникова, они отрицают его теорию. Но
есть в романе персонаж, который сам себя
считает «двойником» главного героя. Это
Свидригайлов — один из наиболее сложных
образов Достоевского. Он, как и
Раскольников, отверг общественную
мораль и всю жизнь потратил на поиск
удовольствий. По слухам, Свидригайлов
даже виновен в смерти нескольких людей.
Он заставил свою совесть надолго
замолчать, и только встреча с Дуней
разбудила в его душе какие-то, казалось,
навсегда потерянные чувства. Но
раскаяние к Свидригайлову (в отличие от
Раскольникова) приходит слишком поздно,
когда времени на обновление уже не
осталось. Пытаясь заглушить угрызения
совести, он помогает Соне, детям
Катерины Ивановны, своей невесте и после
этого пускает пулю себе в лоб. Таков
финал всех, кто ставит себя выше законов
человеческого общества. Сообщение о
самоубийстве Свидригайлова стало
последним доводом для Раскольникова в
пользу чистосердечного признания. Но
немаловажную роль в этом сыграл и следователь
Порфирий Петрович — человек умный,
проницательный, тонкий психолог. Не имея
в руках прямых доказательств вины
Раскольникова, он понимает, что
единственный способ разоблачить
преступника — заставить говорить его совесть.
Ведь Порфирий Петрович прекрасно видит,
что перед ним не ординарный убийца, а
жертва ложной теории, частично
порожденной и тем общественным
порядком, который он защищает. На
протяжении всего романа Порфирий
Петрович выступает обличителем
взглядов Раскольникова, суровым и
безжалостным. Признание Раскольникова
— во многом его заслуга. Однако даже на
каторге главный герой жалеет не
столько о пролитой им крови, сколько о
том, что не смог выдержать взятого на
себя груза. Идя
по улице, он думает, что каждый из прохожих
— убийца «не лучше его», только совершают
эти люди преступления по-другому, в
рамках так называемой общественной
морали. Как, например, Петр Петрович
Лужин. Этот никого не убил и не ограбил,
но он знает множество других способов
погубить человека (пример тому — поминки
Мармеладова). Поэтому Лужин так же бесчеловечен,
как обыкновенный убийца. В романе он
служит олицетворением буржуазного
общества, столь ненавистного главному
герою. Раскольников, человек совестливый и благородный, не может вызывать у читателя одну лишь неприязнь, отношение к нему сложное (у Достоевского редко встретишь однозначную оценку), но приговор писателя беспощаден: права на преступление не имеет никто! Долго и тяжело идет к этому выводу Родион Раскольников, и ведет его Достоевский, сталкивая с различными людьми и идеями. Вся стройная и логическая система образов в романе подчинена именно этой цели. Показывая бесчеловечность буржуазного общества, его устройства, Достоевский все же не в нем видел причины «распада связи времен». Ответы на «проклятые» вопросы писатель ищет не вокруг человека, а внутри него. И в этом отличительная черта Достоевского-психолога. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Copyright (c) Parny 2003 |