BOY21.NAROD.RU |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
:: Ф.М. Достоевский :: Трагедия
Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание» Произведения
Ф. М. Достоевского отличает предельный
драматизм идейных столкновений,
катастрофичность ситуаций,
непримиримость суждений. Достоевский
искренне и страстно высказывает и
отстаивает свои идеи, взгляды, он
страдает, не находя ответов на сложные
вопросы бытия. Умами
многих людей прошлого века владела
ложная идея наполеонизма — идея
превосходства одних людей над другими,
права сильной личности повелевать
другими, решать их судьбы. Пленниками
этой идеи стали герои анализируемого
романа — Родион Раскольников и Аркадий
Иванович Свидригайлов. Родион
Раскольников — главный герой романа,
живет в мрачной, угнетающей обстановке
Петербурга. Бедный студент.
Раскольников чувствует себя никому не
нужным, отверженным среди богатых
особняков, разряженной публики. Подавленный
нищетой и несправедливостью жизни,
Раскольников решается на убийство
процентщицы Алены Ивановны. Идея
заключалась в том, что, по мнению Родиона,
можно совершить преступление ради
общего блага, преступление «по совести»:
можно убить «глупую, бессмысленную,
ничтожную, злую, больную, никому не
нужную, а напротив, всем вредную
старушонку», взять ее деньги и загладить
это «крохотное преступленьице»
тысячами добрых дел. Раскольников много
думал об этой идее, пока не нашел ей
объяснение. Он пришел к выводу, что все
человечество издавна делится на две
категории: на людей обыкновенных,
подчиняющихся силе, «тварей дрожащих» и
на сверхлюдей, которым все дозволено и
которые не остановятся ни перед чем,
даже перед преступлением, как, например.
Наполеон. И это, думает Раскольников,
вечный и непреложный закон: «Кто
крепок и силен умом и духом, тот над ними
и властелин! Кто много посмеет, тот у них
и прав. Кто на большее может плюнуть, тот
у них и законодатель... Так доселе
велось и так всегда будет!» Уверовав
в эту идею, Родион хочет испытать себя:
кто он — «тварь дрожащая» или «властелин
судьбы»? Но, убив старуху-процентщицу.
Раскольников убедился, что он вовсе не
«существо высшего порядка», так как
преступление не принесло ему ничего,
кроме страданий и мук совести. И
вот, пытаясь переделать в себе
человеческую натуру, отделить волю от
совести. Раскольников приходит к
трагическому раздвоению. Играя роль «властелина»,
он понимает, что такая роль не для него.
Убив процентщицу, Родион убивает все то
человеческое, что связывало его с
окружающим миром, с людьми: «Я себя убил,
а не старушонку». После
убийства Раскольников переживает состояние
отрешенности от мира, его душа объята «мертвым
холодом». Это ужасное ощущение становится
расплатой за совершенное преступление.
Герой понял, что все люди незримо
связаны между собой и каждый человек,
его жизнь — безусловная ценность,
поэтому никто не имеет права
распоряжаться жизнью другого человека.
Трагизм Раскольникова — в ложности
теории «наполеонизма». Он понял это,
совершив преступление, но возвратиться
к прежней, нормальной жизни смог только
через страдания. В
плену этой же ложной теории находится и
Аркадий Иванович Свидригайлов, уже
давно освободившийся от угрызений
совести (этим он отличается от
Раскольникова). Он совершенно спокойно
и хладнокровно принимает преступление
Раскольникова, не видит в этом никакой
трагедии. Ему удивительны беспокойные
метания и вопросы Родиона, ему кажется,
что все это лишне и просто глупо: «Понимаю,
какие у вас вопросы в ходу: нравственные,
что ли? Вопросы гражданина и человека? А
вы их побоку; зачем они вам теперь-то? Хе-хе!
Затем, что вы все еще гражданин и человек?
А коли так, так и соваться не надо было,
нечего не за свое дело браться».
Свидригайлов по-своему грубо и резко
выговаривает то, что, в сущности, давно
уже стало ясно самому Раскольникову, — «не
переступил он, на этой стороне остался»,
а все потому, что «гражданин и человек».
А вот Свидригайлов переступил, человека
и гражданина в себе уничтожил. Отсюда у
него равнодушный цинизм, а главное —
точность, с которой он формулирует
самую суть раскольниковской идеи. Он
освободил себя от «вопросов человека и
гражданина», от вопросов, перед которыми
в смятении остановился Раскольников.
Одно осталось у Свидригайлова —
безграничное сладострастие. Но однажды
натолкнувшись на препятствие, столь
привязанный к жизни Аркадий Иванович,
так боявшийся смерти, кончает жизнь
самоубийством. Окончательное опустошение,
смерть — вот результат освобождения от
всех преград, от «вопросов человека и
гражданина», таков результат идеи, в
достоверности которой хотел убедиться
Раскольников. Но, в отличие от Свидригайлова, Родион остается жить, хотя и был на грани самоуничтожения. В далекой Сибири, на каторге, происходит мучительное для Родиона Раскольникова освобождение от идеи «сверхчеловека»; это, к счастью, происходит, и появляется надежда на нравственное и моральное очищение, на восстановление «погибшего» человека, задавленного несправедливым гнетом обстоятельств. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Copyright (c) Parny 2003 |