BOY21.NAROD.RU |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
:: С.А. Есенин :: Образ
России в творчестве С. Есенина Край
любимый! Сердцу снятся Скирды
солнца в водах лонных. Я
хотел бы затеряться В
зеленях твоих стозвонных. С.
Есенин Тема
Родины — одна из главных в лирике великого
русского поэта Сергея Есенина. От юношеских
стихов, проникновенно рассказывающих о
«стране березового ситца», от
воспевания лугов и дубрав, «озерной
тоски» есенинская мысль прошла долгий
и сложный путь до тревожных раздумий,
философских размышлений о судьбе родной
земли, о будущем, рождающемся в боли и
крови. «Моя лирика, — говорил Есенин, —
жива одной большой любовью, любовью к
Родине. Чувство Родины — основное в
моем творчестве». Родиной поэта было село Константиново, ближайшие окрестности села. «Рязанские поля была моя страна», — вспоминал он впоследствии. Русь, уходящая корнями в прошлое, дедовская, была для Сергея Есенина прежде всего краем легкокрылых облаков, «березового молока» и шелковых трав. И костер зари, и плеск волны, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер — вся красота родного края с годами воплотилась в стихи, полные любви к русской земле: О
Русь — малиновое поле И
синь, упавшая в реку, — Люблю
до радости и боли Твою
озерную тоску. Есенин
любил свой край не слепо, он хорошо знал
его и не мог не видеть «хижины хилые», «тощие
поля», он понимал, с каким трудом дается
русскому мужику каждый кусок хлеба.
Истоком лирики Есенина была та реальная
действительность, которая его окружала. Есенин чувствовал необходимость изменений в жизни старой России, и в какой-то момент ему показалось, что большевики, с их напором, силой, оптимизмом, щедростью на обещания, смогут создать идиллический «земной рай» для мужиков. Поэт восторженно принял революцию, в поэзию его «ворвались» напряженные, чеканные ритмы: Небо
— как колокол, Месяц
— язык, Мать
моя — родина, Я
— большевик. Но
революция не оправдала ожиданий поэта.
Всюду, где ее вихрь коснулся русской
земли, видны были следы- войны и разрухи:
голодные, опустевшие села, брошенные
неухоженные поля. В стихотворении «Письмо
матери» есть печальные строки: Теперь
сплошная грусть, Живем
мы, как во тьме. Мечты и надежды поэта рухнули, остались боль и неуемная скорбь о невозвратной, обреченной на гибель старой деревне: Россия!
Сердцу милый край! Душа
сжимается от боли. Та же тема — тема утраты старой, живой России, звучит в «Сорокоусте», «Песне о хлебе», «Исповеди хулигана», в стихотворении «Я последний певец деревни». «Конь стальной победил коня живого», и Есенин пишет о том, что уже каменные руки шоссе сдавливают шею деревне, что черной гибелью надвигается на нее паровоз. Однако поэт не против того нового, что поможет и облегчит жизнь крестьянину: Полевая
Россия! Довольно Волочиться
сохой по полям! Нищету
твою видеть больно И
березам и тополям. Я
не знаю, что будет со мною... Может,
в новую жизнь не гожусь, Но
и все же хочу я стальною Видеть
бедную, нищую Русь. Сердце
поэта болит оттого, что не видит он в
новых, советских людях бережного
отношения к родной природе, к корням
своим, к «отеческим гробам»: «Чем мать и
дед грустней и безнадежней, тем веселей
сестры смеется рот». Есенин
любил старую Русь такой, какой она была,
со всеми ее недостатками, но в новом мире
было нечто, чего он не мог и не хотел
принимать: Россия-мать! Прости
меня, прости! Но
эту дикость, подлую и злую, Я
на своем недлительном пути Не
приголублю И
не поцелую. Любящее
сердце видело раскол в единой некогда
стране, чувствовало «грусть в кипении
веселом». Есенин видел, как извращались
добрые идеи, поначалу привлекавшие его,
как молодежь, новая молодежь, поет «агитки
Бедного Демьяна, веселым криком оглашая
дол». Уже «иконы выбросили с полки, на
церкви комиссар снял крест», и старый
дед говорит: Теперь и богу негде помолиться. Уж
я хожу украдкой нынче в лес, Молюсь
осинам... Бог
у Есенина живет в той самой, старой уходящей
Руси, там, «где капустные грядки красной
водой поливает восход», где «схимник-ветер
шагом осторожным мнет листву по
выступам дорожным и целует на
рябиновом кусту язвы красные незримому
Христу». Сергей Есенин, всей душой понимавший и принимавший Русь, обладавший удивительным, тончайшим чувством прекрасного, в своей поэзии смог удивительно полно и глубоко отразить все те изменения в жизни родины, которые происходили на его глазах. Он жил в эпоху великих перемен в России, горячо приветствовал все то, что, по его представлению, могло принести пользу родной земле. И все же до самой смерти он оставался сыном «страны березового ситца», не желая быть пасынком «коммуной вздыбленной Руси». |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Copyright (c) Parny 2003 |