BOY21.NAROD.RU |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
:: Н.В. Гоголь :: Фантастическое
и реалистическое изображение
действительности в творчестве Н.В.
Гоголя Фантастика
— это особая форма отображения
действительности, логически
несовместимая с реальным
представлением об окружающем мире. Она
распространена в мифологии, фольклоре,
искусстве и в особых, гротескных и «сверхъестественных»,
образах выражает миросозерцание человека. В
литературе фантастика развивалась на
базе романтизма, основным принципом
которого было изображение
исключительного героя, действующего в
исключительных обстоятельствах. Это освобождало
писателя от каких-либо ограничивающих
правил, давало ему свободу в реализации
творческих возможностей и способностей.
Видимо, это и привлекало Н. В. Гоголя,
который активно использовал
фантастические элементы не только в
романтических, но и в реалистических
произведениях. Н.
В. Гоголь — исключительно самобытный,
национальный писатель. Он создал
пленительный образ Родины, обращаясь
не только к мотивам народных преданий и
легенд, но и к фактам действительной
жизни. Сочетание романтического и
реалистического становится важнейшей
особенностью произведений Гоголя и не
разрушает романтической условности.
Описание быта, комические эпизоды,
национальные подробности удачно
сочетаются с лирической музыкальностью,
свойственной романтизму, с условным
лирическим пейзажем, выражающим
настроение, эмоциональную
насыщенность повествования. Национальный
колорит и фантастика, обращение к
преданиям, сказкам, народным легендам
свидетельствуют о становлении в
творчестве Н. В. Гоголя национального,
самобытного начала. Наиболее
ярко эта особенность писателя отражена
в его замечательных «Вечерах на хуторе
близ Диканьки». Здесь фольклорная
демонология и фантастика предстают то в
гротескном виде («Пропавшая грамота», «Заколдованное
место», «Ночь перед Рождеством»), то в
трагически ужасном («Страшная месть»).
Фольклорное начало прослеживается и в
сюжете повестей, и в сути конфликта —
это традиционный конфликт, заключающийся
в преодолении препятствий, стоящих на
пути влюбленных, в нежелании родственников
выдать девушку за любимого человека. С
помощью «нечистой силы» эти препятствия,
как правило, преодолеваются. Так, кузнец
Вакула летит на черте в Петербург за
царицыными черевичками; Петро с помощью
«нечистой силы» добывает клад, который
дает ему возможность жениться на
Параске; Левко, благодаря
покровительству русалочки, находит
свое счастье с Ганной. В
отличие от многих романтиков, у которых
фантастическое и реальное резко
разделены и существуют сами по себе, у
Гоголя фантастика тесно переплетается с
реальностью и служит средством
комического или сатирического
изображения героев, она основана на
народной стихии. Его Соло-ха («Ночь перед
Рождеством») разъезжает на помеле,
заигрывает с чертом, с дьячком. Она и
ведьма, и в то же время бойкая и ловкая
деревенская баба, которой завидуют
другие женщины. Солоха показана Гоголем
с лукавой насмешливостью, благодаря
чему фантастика воспринимается как
условный гротеск, юмор, переключается в
бытовой, сатирический план. Таков
же и образ черта, совмещающий в себе
реальные человеческие черты с
фантастическими. Он «перепрыгивает с
одного копытца на другое и дует себе в
кулак, желая сколько-нибудь отогреть
замерзнувшие руки». В этом образе нет
ничего мистического, таинственного, он
воспринимается как пародийный образ, он
реален. «Поджаривающий в аду грешников»
черт сравнивается с «бабой,
поджаривающей на Рождество колбасу». Особенность
гоголевской фантастики в том, что она
основана на сближении людских
персонажей с «нечистой силой». Так, черт
в «Ночи перед Рождеством» описывается
как пародия на чиновника: «...сзади он был
настоящий губернский стряпчий в мундире,
потому что у него висел хвост, такой
острый и длинный, как теперешние
мундирные фалды». Обращает
на себя внимание и такая особенность
гоголевских повестей в «Вечерах»: время
действия. События изображаются или
применительно к прошлому, или
применительно к настоящему. В повестях
о прошлом («Пропавшая грамота», «Вечер
накануне Ивана Купала», «Страшная месть»
и др.) фантастика открыто вмешивается в
сюжет, она персонифицирована, это образы,
в которых воплощено злое начало: черт
или люди, вступившие с ним в сговор.
Причем фантастические события
сообщаются или автором-повествователем,
или персонажем-основным повествователем,
делающим ссылку на «очевидцев» (деда,
тетки деда и пр.). В
произведениях, относящихся к
современности, фантастическое
представляется иначе. Здесь прямого
указания на нереальность события нет.
Наоборот, создается впечатление, что
автор старается затушевать эту
нереальность, сгладить у читателя
ощущение нереальности события. Например,
в «Сорочинской ярмарке» о слухах
говорят персонажи, а о действительных «странностях»
— повествователь. Почти сразу, с началом
повествования, среди персонажей
возникает ожидание чего-то страшного,
какой-то беды. Оказывается, под ярмарку
отвели «проклятое место». Все это
сообщается пока в форме слухов. Затем
происходит невероятное: в окно
выставилась «страшная свиная рожа, у
Черевика вместо коня привязана «красная
свитка» и т. д. Да и портрет цыгана какой-то
необычный: это бродяга, жулик, но в нем
есть и черты страшного человека,
напоминающего «злую силу», похожего на
колдуна. Двойствен
и образ Хиври: описание ее напоминает
ведьму, хотя Гоголь ни разу не сказал об
этом прямо. Таким же образом построена
фантастика и в «Майской ночи». Гоголевская
фантастика построена на представлении
о двух противоположных началах — добра
и зла, божеского и дьявольского (как и в
народном творчестве), однако собственно
доброй фантастики нет, она вся
переплетена с «нечистой силой».
Единственное в этом отношении исключение
— русалочка в «Майской ночи». Но и она —
существо страдающее, она не может
противостоять дьявольской силе. И
только с помощью Левко русалка
побеждает ведьму-мачеху. Следует
отметить, что фантастические элементы
в «Вечерах» Н. В. Гоголя — это не
случайное явление в творчестве великого
русского писателя. На примере почти всех
его произведений прослеживается
эволюция фантастики, совершенствуются
способы ее введения в повествование. И
совершенствование это идет по линии
завуалирования конкретных носителей
сверхъестественной силы. Примером тому
может служить реалистическая повесть «Нос». Тема
этой повести — потеря персонажем «части»
своего «я» в результате действия «нечистой
силы». Организующую роль в сюжете играет
мотив преследования, хотя конкретного
воплощения сверхъестественной силы в
повести нет. Кто виновник таинственного
отделения носа Ковалева — не указано.
Преследователя, виновника нет, но
преследование все время ощущается.
Тайна захватывает читателя буквально с
первой фразы, о ней постоянно
напоминается, она достигает кульминации,
а разрешения этой тайны нет даже в финале.
Таинственным является не только
отделение носа, но и то, как он
существовал самостоятельно.
Неожиданным предстает и финал повести: «Но
здесь происшествие закрывается туманом,
и что далее произошло, решительно ничего
не известно». Таким
образом, в повести идет своеобразное
переплетение фантастического и
реального плана, причем реальный план
воплощается в известной уже ранее форме
слухов, о которых автор постоянно
упоминает. Это слухи о том, что нос то
прогуливается по Невскому проспекту,
то по Таврическому саду, то он будто бы
находился в магазине и т. п. Для чего
введена такая форма сообщения? Сохранив
форму таинственности, автор высмеивает
носителей этих слухов. Многие
критики отмечали, что повесть «Нос» —
ярчайший образец гоголевской фантастики,
пародия, прекрасная насмешка над всеми
современными предрассудками и верой в
сверхъестественные силы. Таким образом, фантастические элементы в творчестве Н. В. Гоголя — это один из способов сатирического изображения многих пороков общества, один из способов утверждения реалистического начала в жизни. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Copyright (c) Parny 2003 |