BOY21.NAROD.RU |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
:: И.А. Гончаров :: Творчество Ивана Александровича
Гончарова Иван
Александрович Гончаров
'(1812 - 1891) уже
при жизни приобрел
прочную репутацию
одного из
самых ярких
и значительных
представителей русской
реалистической литературы.
Его имя неизменно называлось рядом
с именами
корифеев литературы
второй половины
Х1Х в., мастеров, создавших классические русские
романы, - И. Тургенева, Л. Толстого, Ф.
Достоевского. Литературное наследие
Гончарова не обширно. За 45
лет творчества он опубликовал
три романа, книгу
путевых очерков
«Фрегат "Паллада"»,
несколько нравоописательных
рассказов, критических
статей и
мемуары. Но
писатель вносил
значительный вклад в
духовную жизнь
России. Каждый
его роман
привлекал внимание
читателей, возбуждал
горячие обсуждения
и споры,
указывал на
важнейшие проблемы
и явления
современности.
Именно
поэтому интерпретация
его произведений в статьях
выдающихся критиков
эпохи -
Белинского и
Добролюбова -
вошла в
сокровищницу национальной культуры, а созданные
им в романах социальные типы
и обобщения
стали средством
самопознания и самовоспитания русского
общества.
Интерес
к творчеству
Гончарова, живое
восприятие его произведений, переходя от
поколения к поколению русских
читателей, не иссякли
в наши дни.
Гончаров принадлежит
к числу
наиболее популярных, читаемых писателей Х1Х
в. Начало
художественного творчества
Гончарова связано
с его сближением
с кружком,
собиравшимся в
доме Н. А.
Майкова, известного в 30 - 40-х гг.
художника. Гончаров
был учителем
сыновей Майкова. Кружок
Майковых
посещали поэт
В. Г. Бенедиктов и писатель
И. И.
Панаев, публицист
А. П. Заблоцкий-Десятовский,
соредактор «Библиотеки
для чтения»
В. А.
Солоницын и критик
С. С.
Дудышкин. Сыновья
Майкова рано
заявили о своих литературных дарованиях,
и в 40-х гг.
Аполаон и Валериан
были уже центром
салона Майковых.
В это
время их
дом посещали
Григорович, Ф.
М. Достоевский,
И. С. Тургенев,
Н. А. Некрасов, Я.
П. Полонский.
Гончаров пришел в кружок Майковых
в конце 30-х гг. со своими, самостоятельно
сформировавшимися литературными
интересами. Переживший полосу увлечения
романтизмом в начале 30-х гг., в бытность
студентом Московского университета,
Гончаров во второй половине этого
десятилетия относился уже весьма
критически к романтическому
мировоззрению и литературному стилю. Он
стремился к строгому и
последовательному усвоению и
осмыслению лучших образцов русской и
западной литетературы прошлого,
переводил прозу Гете, Шиллера, увлекался
Кельманом - исследователем
и интерпретатором античного искусства. Однако
высшим образцом, предметом самого
тщательного изучения для него было
творчество Пушкина. Эти вкусы Гончарова
оказали воздействие на сыновей Майкова,
а через них и на направление кружка в
целом.
В рассказах Гончарова,
помещенных в рукописных альманахах
майковского кружка, - «Лихая болесть» (альманах
«Подснежник» - 1838) и «Счастливая ошибка»
(«Лунные ночи» - 1839) - ощущается
сознательное стремление следовать
традициям прозы Пушкина. Четкие
характеристики героев, тонкая авторская
ирония, точность и прозрачность фразы в
ранних произведениях Гончарова
особенно ощутимы на фоне прозы 30-х гг.,
испытавшей сильное влияние
ультраромантизма А. Марлинского.
В этих произведениях Гончарова
можно отметить воздействие
«Повестей Белкина» Пушкина. Вместе с
тем в них, а также и в
несколько позже написанном очерке «Иван
Савич Поджабрин» -(1842) Гончаров
осваивает и переосмысляет опыт Гоголя.
Свободное обращение к читателю,
непосредственное, как бы
воспроизводящее устную речь
повествование, обилие лирических и
юмористических отступлений - во всех
этих особенностях рассказов и очерков
Гончарова сказывается влияние Гоголя.
Гончаров не скрывал того, какие
литературные образцы владели в это
время его воображением: он охотно
цитировал Пушкина и Гоголя, предпослал
рассказу «Счастливая ошибка» эпиграфы
из произведений Грибоедова и Гоголя.
Независимость позиции Гончарова, поиски им своих тем сказались, между прочим, в том, что в произведениях, созданных в пору наибольшей близости к майковскому кружку, он выражал ироническое отношение к романтической экзальтации и сентиментальному мечтательству, которые были не нужны многим членам майковского кружка. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Copyright (c) Parny 2003 |