BOY21.NAROD.RU |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
:: А.С. Грибоедов :: Чацкий и Онегин «Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Евгений Онегин» А. С. Пушкина — произведения, посвященные одному периоду жизни России. Эта эпоха была знаменательной для страны. После войны 1812 года глубоко изменилось мнение интеллигенции о народе, который поднялся на вершину славы и могущества, освободив Европу от тирании Наполеона, но остался по-прежнему бесправным, темным. Главные герои этих произведений Чацкий и Онегин — представители передовой дворянской интеллигенции. Авторы рассматривают их характеры, судьбы в неразрывной связи со временем, с общественным движением. Судьбы Чацкого и Онегина во многом схожи. Онегин — сын «промотавшегося» дворянина. Чацкий воспитывался в доме богатого дяди. Легко представить, какое образование они получили. Чацкий с усмешкой вспоминает указательный перст учителя, внушавшего своим ученикам, что для русских без немцев нет счастья. Злая
ирония слышится в его вопросе: Что
нынче, так же, как издревле, Хлопочут
набирать учителей полки, Числом
поболее, ценою подешевле? Пушкин,
говоря о воспитании Онегина, справедливо
замечает: Мы
все учились понемногу Чему-нибудь
и как-нибудь. Чацкого
и Онегина еще более сближает их отношение
к обществу, к «свету». Онегин, устав от
балов, светских обедов, бежит из столицы
в деревню. Но и здесь его ждет «вечный
разговор про дождь, про лен, про скотный
двор». Его привычки, поведение, «души
тоскующая лень» вызывают у соседей
недоумение и недовольство. Чацкий,
горячо любя Софью, не смог остаться в
доме ее отца. Ему все казалось там
безжизненно. В Москве «вчера был бал, а
завтра будет два». Молодому, пытливому
уму нужна пища, нужны новые впечатления.
Чацкий надолго уезжает из столицы. «Хотел
объехать целый свет», — говорит он о
себе. Онегин, живя в деревне, тоже почувствовал
свою никчемность, свою бесполезность,
неспособность быть другом (отношения с
Ленским), любить (отношения с Татьяной).
«Им овладело беспокойство, охота к
перемене мест». «Перемена
мест», наблюдения, раздумья, вызванные
этим, не проходят для героев бесследно.
Пушкин называет своего Онегина,
возвращающегося из путешествия, «очень
охлажденным и тем, что видел, насыщенным».
Таким образом окончательно
складываются мировоззрения Чацкого и
Онегина. Это уже не юнцы, а взрослые люди,
с богатым жизненным опытом за плечами. И
вот теперь начинают сказываться
коренные различия этих литературных
типов. Онегин видит пустоту окружающей
жизни, праздное барство, ложь и фальшь,
царящие вокруг, но он и не думает активно
с ними бороться. Он слишком воспитан,
слишком хладнокровен, чтобы
произносить в гостиных Петербурга
обвинительные речи перед толпой хохочущих
глупцов. Его протест выражается в другом.
Он всем своим обликом являет молчаливый
укор. Пушкин так описывает Онегина: Но
кто это в толпе избранной Стоит
безмолвный и туманный?.. Мелькают
лица перед ним, Как
ряд докучных привидений. Совсем
иначе ведет себя Чацкий. Он легко раздражается,
личная драма делает его особенно уязвимым.
Появившись на балу у Фамусова, он устраивает,
по выражению И. А. Гончарова, такую «кутерьму»,
что его принимают за сумасшедшего. В его
действиях нет холодного расчета,
эгоизма, которые свойственны Онегину. Оружие
Чацкого — карающее слово. Он требует «службы
делу». Он тяготится среди пустой
праздной толпы «мучителей, зловещих
старух, вздорных стариков». Чацкий
требует места и свободы своему веку. Он
возвещает, что на смену «веку минувшему»
идет новый, несущий идеал «свободной
жизни». Гончаров
в статье «Мильон терзаний» говорит о
типичности Чацкого и Онегина. Эти типы
неизменно будут возникать в переломную
эпоху. Онегины — «лишние» в своей среде
люди, их появление всегда
свидетельствует о неблагополучии, о
назревающем крахе общественного
устройства. Эти люди на голову выше
своих современников, их отмечает
прозорливость и «резкий, охлажденный
ум». Чацкие
продолжают, развивают начатое «лишними»
людьми, они не только молчаливо осуждают,
презирают. Чацкие открыто ненавидят,
обличают, высмеивают. «Чацкий — искренний и горячий деятель», — говорит И. А. Гончаров. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Copyright (c) Parny 2003 |