BOY21.NAROD.RU |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
:: Л.Н. Толстой :: Духовные искания Андрея Болконского по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» «Жить
по-божьи, творя любовь и добро» — таковы
были взгляды Л. Н. Толстого на духовный
мир человека, которые он высказал на
склоне лет, обращаясь к юношеству. «Кто я?
Зачем я живу? Во имя чего я живу?» — вот
круг вопросов, которые составляют
нравственные искания человека. Все
любимые герои Л. Н. Толстого заняты этим
напряженным духовным поиском. Л.
Н. Толстой с симпатией относится к князю
Болконскому, неординарному, думающему,
ищущему человеку. «Он все читал, все
знал, обо всем имел понятие», — такая
высокая оценка дана князю Андрею на
первых страницах романа. Совершенно
очевидно, что князь Андрей не удовлетворен
жизнью света, живет по другим, более возвышенным
и благородным правилам жизни. В
разговоре с Пьером князь так объясняет
свой уход на войну: «Я иду потому, что эта
жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь —
не по мне!» И
вот Болконский под небом Аустерлица. О
чем он думает накануне сражения? — «Хочу
славы, хочу быть известным людям, хочу
быть любимым ими». Князь Андрей с
наслаждением слушает свист пуль, берет
знамя и бежит в атаку, уверенный в том,
что весь батальон последует за ним. В
действительности он сумел пробежать
всего несколько метров, был ранен и
истекал кровью на Праценской горе.
Именно в этот момент в его душе
произойдет перелом, который изменит его
жизнь и определит будущее. «Как я не
видал прежде этого высокого неба? —
шепчет он в бреду. — И как я счастлив, что
узнал его наконец. Да! Все пустое, все
обман, кроме этого бесконечного неба...
ничего нет, кроме тишины, успокоения».
Как эти мысли не похожи на прежнее честолюбивое
стремление к славе. Взгляд на
бесконечное и прекрасное небо помог
герою осознать мелочность и суету
своих желаний. Даже Наполеон, его кумир,
покажется теперь маленьким и ничтожным.
Конечно, князь Андрей не приходит к
Богу, но все же отбрасывает честолюбивые
мечты, понимает, что человек должен
искать в жизни что-то вечное. Но что?
Этого еще герой не знает. Пройдет
полтора года, князь Андрей оправится от
раны и вернется в Лысые Горы. Но духовное
озарение под Аустерлицем не даст пока
Болконскому внутренних сил, не избавит
от разочарования и пессимизма. Кстати,
это обнаружит Пьер, приехав к нему в
имение: «Его поразила происшедшая
перемена в князе Андрее. Слова были ласковы,
улыбка была на губах и лице князя Андрея,
но взгляд был потухший, мертвый...»
Встреча Пьера и князя Андрея станет еще
одним важным моментом в духовной
биографии последнего. Князь Андрей
скептически слушает лозунги Пьера о
необходимости делать людям добро. Сам он
отстаивает другое: жить так, чтобы не
делать другим зла, жить для себя. И все же
«свидание с Пьером было для князя Андрея
эпохой, с которой началась хотя во
внешности и та же самая, но во внутреннем
мире его новая жизнь». И в этой довой
жизни князь Андрей перечислит своих
крестьян в вольные хлебопашцы, заменит
барщину оброком, в Богучарово
крестьянских и дворовых детей станут
учить грамоте. Так Болконский начнет
преодолевать свое отчаяние, снова будет
стремиться к добру, истине,
справедливости. Но
впереди — еще много надежд и разочарований,
взлетов и падений. Князь Андрей будет
пристально следить за происходящими
событиями, думать, анализировать. Правда,
он все еще убежден, что никогда не
воскреснет к счастью, радости, любви.
Поэтому, увидев посреди цветущего весеннего
леса старый корявый дуб, он грустно
согласится с ним: «...да, он прав, тысячу
раз прав этот дуб... пускай другие,
молодые, вновь поддаются на этот обман, а
мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!»
Однако встреча с Наташей перевернет его
взгляд на мир, он воскреснет душой, и
старый дуб, правда, уже покрытый нежной
зеленью, расскажет ему о другом. «Надо,
чтобы все знали меня, чтобы не для одного
меня шла моя жизнь... чтобы на всех она
отражалась и чтобы все они жили со мною
вместе!» — скажет себе Болконский. Однако
на этом сложный нравственный путь героя
не закончился. Личная драма повергнет
его в апатию, мало того — породит в душе
ненависть к Анатолю Курагину. Князь
Андрей уходит на войну, он живет только
этим мщением, он теряет себя. Истинное
возрождение героя произойдет в армии:
князя вылечит общение с простыми солдатами,
с народом, со своим полком. Бородинское
сражение, кровь и страдания людей,
увиденные им, вид раненого Курагина, у
которого отнимают ногу, — все это
окончательно вернет его к мысли о
прощении, желанию «быть вполне хорошим»,
стремлению жить для людей: «Князь Андрей
вспомнил все, и восторженная жалость и
любовь к этому человеку наполнили его
счастливое сердце. Князь Андрей не мог
удерживаться более и заплакал нежными,
любовными слезами над людьми, над собой
и над своими заблуждениями». Таким образом, судьба Андрея Болконского — сложный путь нравственных потерь и открытий. Важно, что на этом пути он сохранил истинное человеческое достоинство. Не случайно Кутузов скажет герою: «Ваша дорога — дорога чести». Безусловно, Толстому по душе неординарные люди, подобные князю Болконскому, люди, старающиеся жить небесполезно, творя любовь и добро. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Copyright (c) Parny 2003 |