BOY21.NAROD.RU |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
:: Л.Н. Толстой :: Проблемы истинного и ложного патриотизма в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» В
экстремальных ситуациях, в моменты великих
потрясений и глобальных перемен человек
обязательно проявит себя, покажет свою
внутреннюю сущность, те или иные
качества своей натуры. В романе
Толстого кто-то произносит громкие
слова, занимается шумной деятельностью
или бесполезной суетой — кто-то
испытывает простое и естественное
чувство «потребности жертвы и страдания
при сознании общего несчастья». Первые
лишь Мнят себя патриотами и громко
кричат о любви к Отечеству, вторые —
патриоты по сути — отдают жизнь во имя
общей победы или оставляют на
разграбление собственное добро, лишь бы
оно не досталось неприятелю. В
первом случае мы имеем дело с ложным патриотизмом,
отталкивающим своей фальшью, эгоизмом
и лицемерием. Так ведут себя светские
вельможи на обеде в честь Багратиона:
при чтении стихов о войне «все встали,
чувствуя, что обед был важнее стихов».
Лжепатриотическая атмосфера царит в
салоне Анны Павловны Шерер, Элен
Безуховой и в других петербургских
салонах: «...спокойная, роскошная,
озабоченная только призраками,
отражениями жизни, петербургская жизнь
шла по-старому; и из-за хода этой жизни
надо было делать большие усилия, чтобы
сознавать опасность и то трудное
положение, в котором находился русский
народ. Те же были выходы, балы, тот же
французский театр, те же интересы дворов,
те же интересы службы и интриги. Только в
самых высших кругах делались усилия для
того, чтобы напоминать трудность
настоящего положения». Действительно,
этот круг людей был далек от осознания
общероссийских проблем, от понимания
великой беды и нужды народа в эту войну.
Свет продолжал жить своими интересами, и
даже в минуту всенародного бедствия
здесь царят корыстолюбие,
выдвиженчество, службизм. Лжепатриотизм
проявляет и граф Растопчин, который
расклеивает по Москве глупые «афишки»,
призывает жителей города не оставлять
столицы, а затем, спасаясь от народного
гнева, сознательно отправляет на
смерть безвинного сына купца Верещагина.
Подлость и предательство сочетаются с
самомнением, надутостью: «Ему не только
казалось, что он управлял внешними действиями
жителей Москвы, но ему казалось, что он
руководит их настроением посредством
своих воззваний и афиш, писанных тем
ерническим языком, который в своей
среде презирает народ и которого он не
понимает, когда слышит его сверху». Таким
лжепатриотом является в романе Берг,
который в минуту всеобщего смятения
ищет случая поживиться и озабочен
покупкой шифоньерочки и туалета «с
аглицким секретом». Ему и в голову не
приходит, что сейчас стыдно думать о
шифоньерочках. Таков, наконец, Друбецкой,
который, подобно другим штабным
офицерам, думает о наградах и
продвижении по службе, желает «устроить
себе наилучшее положение, особенно
положение адъютанта при важном лице,
казавшееся ему особенно заманчивым в
армии». Наверное, не случайно накануне
Бородинской битвы Пьер замечает на
лицах офицеров это жадное возбуждение,
он мысленно сравнивает его с «другим
выражением возбуждения», «которое
говорило о вопросах не личных, а общих,
вопросах жизни и смерти». О
каких «других» лицах идет речь?
Разумеется, это лица простых русских
мужиков, одетых в солдатские шинели, для
которых чувство Родины свято и
неотъемлемо. Истинные патриоты в батарее
Тушина сражаются и без прикрытия. Да и
сам Тушин
«не испытывал ни малейшего неприятного
чувства страха, и мысль, что его могут
убить или больно ранить, не приходила
ему в голову». ЭКивое, кровное чувство
Родины заставляет солдат с немыслимой
стойкостью сопротивляться врагу. Купец
Ферапонтов, отдающий на разграбление
свое имущество при оставлении Смоленска,
тоже, безусловно, патриот. «Тащи все,
ребята, не оставляй французам!» —
кричит он русским солдатам. А что делает Пьер? Он отдает свои деньги, продает имение, чтобы экипировать полк. И что заставляет его, обеспеченного аристократа, идти в самое пекло Бородинской битвы? Все то же чувство обеспокоенности за судьбу своей страны, желание помочь в общем горе. Вспомним,
наконец, и тех, кто покинул Москву, не
желая покориться Наполеону. Они были убеждены: «Под управлением
французов нельзя было быть». Вот почему
они «просто и истинно» делали «то
великое дело, которое спасло Россию». Петя
Ростов рвется на фронт, потому что «Отечество
в опасности». А его сестра Наташа
освобождает подводы для раненых, хотя
без семейного добра она останется
бесприданницей. Истинные патриоты в романе Толстого не думают о себе, они чувствуют потребность собственного вклада и даже жертвы, но не ждут за это награды, потому что несут в душе неподдельное святое чувство Родины. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Copyright (c) Parny 2003 |