BOY21.NAROD.RU |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
:: М.Ю. Лермонтов :: Художественное
своеобразие романа М.Ю. Лермонтова «Герой
нашего времени» Путь
Лермонтова-прозаика был очень коротким.
Но по значительности и ценности
достигнутого, по значению для будущего
русской литературы его проза
представляет исключительное явление. Лермонтов
обратился к прозе, в совершенстве
овладев романтическим направлением,
испытав свои силы в драматургии. Уже
первое его прозаическое произведение «Вадим»
отличалось большой смелостью в выборе
темы (Пугачевский мятеж) и в подходе к
ней. Лермонтов дает понять неизбежность
и закономерность расправы крестьян над
помещиками, открыто сочувствует своему
герою Вадиму. «Вадим» — произведение романтическое,
хотя в нем и встречаются черты реализма.
Лермонтов не закончил «Вадима». Следующее
прозаическое произведение — «Княгиня
Лиговская» — тоже осталось незаконченным.
Это произведение знаменует огромный шаг
к реализму. Стиль повествования и
диалогов значительно отличается от
стилистики «Вадима», хотя Лермонтов
полностью не отходит от романтизма. Лермонтов
хотел показать в реальной обстановке
героя своего времени — человека
мыслящего, талантливого, но
искалеченного средой. Так возник
замысел «Героя нашего времени». Роман состоит
из пяти рассказов и повестей. В
единое целое объединяет их не только
один герой, но и одна идея. Расположение
частей романа, нарушающее
хронологический порядок, дает
возможность сильнее заинтересовать
читателей Печориным и его судьбой,
постепенно раскрыть во всей
противоречивости и сложности его
характер. Каждая последующая часть
дополняет и в чем-то изменяет
представление о Печорине. Лермонтов
подчинил композицию одной мысли:
возможно глубже и полнее раскрыть образ
героя своего времени, проследить
историю его внутренней жизни. Каждая из
повестей и каждый из рассказов
представляют какой-либо эпизод из жизни
главного героя. Это позволяет увидеть Печорина
во взаимоотношениях с различными людьми.
Вся жизнь Печорина как бы распадается на
ряд эпизодов. Он случайно сталкивается с
людьми и так же без сожаления расстается
с ними. Отсутствие жизненной цели,
постоянная неудовлетворенность
действительностью, интерес к людям и
полное равнодушие к
их судьбам — все это находит
выражение в «эпизодической
отрывочности» (Белинский) построения
романа. Эпизодичность подчеркивает, что
Печорин — человек, странствующий по
жизни, встречающийся со многими людьми,
но проходящий мимо них. Стремясь к
наибольшей объективности и
достоверности, Лермонтов поручает
повествование рассказчикам: странствующему
офицеру, Максиму Максимычу и самому
Печорину. Впервые
мы узнаем о Печорине от Максима
Максимыча. И оттого, что историю Бэлы и
Печорина рассказал человек простой,
добрый, искренний, прямой, еще сильнее
ощущается трагическая опустошенность
Печорина. В
повести «Максим Максимыч» автор единственный
раз сталкивается с Печориным и точно рисует
его психологический портрет. Он
подбирает детали, обращает внимание на
мелочи и в результате создает портрет
человека незаурядного, загадочного,
противоречивого. Таких сложных людей,
как Печорин, лучше всего можно понять,
следя за их мыслями, зная мотивы их
поступков. Поэтому Лермонтов заставляет
Печорина самого рассказывать о себе. «Журнал
Печорина» раскрывает трагедию человека
одаренного, активного, но обреченного на
вынужденную бездеятельность. В дневнике
Печорин очень честен. Поэтому он
вызывает сострадание. «Журнал Печорина»
чрезвычайно важен для его
характеристики. Здесь мы узнаем и об
остром, наблюдательном уме (стоит
вспомнить великолепные характеристики
Грушницкого, Вернера, «водяного
общества»), и о его способности к литературному
труду (он описывает свою поездку в
Тамань, происшествие с Вуличем), и о его
тонком восприятии красот природы. Пейзаж
в романе поясняет состояние человека, а
иногда контрастно подчеркивает
несоответствие переживаний человека и
окружающего. Краткое, выразительное
описание природы раскрывает душевное
смятение Печорина, возвращающегося с
дуэли: «Солнце казалось мне тускло, лучи
его меня не грели». По сравнению с
ранними произведениями писателя здесь
пейзажи приобрели большую
определенность, точность, сжатость. В
классическом описании Койшаурской
долины все точно и конкретно. Эпитеты,
сравнения, метафоры необходимы для
того, чтобы сделать образ нагляднее,
доходчивее. Такие эпитеты, как «голубоватый
туман», «теплые лучи утра», «румяный
блеск», помогают яснее представить
картину зарождающегося дня. В описании
только два сравнения: сравнение рек с
двумя серебряными нитями и сравнение
темно-синей горы с грозовой тучей.
Иногда Лермонтов пользуется и метафорой («Казбек
в своей белой кардинальской шапке...»).
Среди сравнений и метафор можно
выделить особую группу. Это образы,
взятые из литературы. Они являются
важным средством для характеристики
главного героя. Печорин хорошо знает как
русскую, так и западноевропейскую
литературу. В его дневнике встречается
цитата из «Евгения Онегина» («Ума
холодных наблюдений и сердца горестных
замет»), немного измененная цитата из «Горе
от ума» Грибоедова. Лермонтов
остается большим художником слова и в
лирических описаниях, и в повествовании,
и в диалоге, и в исполненных сарказма сценах.
Речь героев прекрасно их характеризует.
Так, речь Печорина, культурного
дворянина, мало отличается от речи
автора романа, человека того же круга. «Тамань»
и «Фаталист» близки по языку к «Бэле». В
«Княжне Мери» больше лирических
отступлений, язык более приподнятый, изредка
встречаются архаизмы, сложные синтаксические
построения. А речь Максима Максимыча
отличается от речевой манеры «странствующего
офицера» и Печорина. Это речь простого,
малообразованного человека. В ней
встречаются военные слова и выражения.
Лермонтов внес эту военную лексику в
речь Максима Максимыча, чтобы подчеркнуть,
что он типичный старый служака. Речь
Максима Максимыча проста по словарному
составу и синтаксическим конструкциям,
в ней много восклицательных и вводных
предложений, что придает речи
эмоциональность «Славная была девочка,
эта Бэла!..»). Речь
Грушницкого автор характеризует словами
Печорина: «Говорил он скоро и вычурно: он
из тех людей, которые на все случаи жизни
имеют готовые пышные фразы». Его речь
служит ширмой духовного убожества и
пустоты, раскрывает ничтожество
человека, живущего не своими мыслями.
Искусство Лермонтова-писателя в том, что
все эти особенности даются не навязчиво,
а через восприятие персонажей романа,
главных и второстепенных. Первый психологический роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в развитии русской прозы составил целый этап и во многом определил художественное мастерство Тургенева, Л. Толстого, Достоевского, Чехова. А. Н. Толстой так говорил о значении прозы Лермонтова и его романа «Герой нашего времени»: «Лермонтов-прозаик — это чудо, это то, к чему мы сейчас, через сто лет, должны стремиться, должны изучать лермонтовскую прозу, должны воспринимать ее как истоки великой русской прозаической литературы...» |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Copyright (c) Parny 2003 |