Сделать стартовой страницей

BOY21.NAROD.RU

Добавить в Избранное

Главная страница Школьные сочинения Краткие содержания Архив шпаргалок

Полезные советы Гостевая книга Полезные ссылки Реклама на сайте
 

::  М.Ю. Лермонтов ::

 Лермонтов и Печорин

 «Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля...» (В. Г. Белинский).

Лермонтов и Печорин... Герои одного и того же времени. Кто они? В чем сходство и в чем различие этих двух незаурядных людей? Вопрос автопортретности Печорина занимал умы уже современников писателя. Он интересует и нас.

При беглом чтении романа кажется, что Лермонтов создал Печорина по своему подобию. Кри­тический взгляд умного и наблюдательного Печо­рина на действительность совпадает со взглядом самого Лермонтова. Но заключение это крайне неверное. Между писателем и его героем общего намного меньше, чем различий.

Да, у них похожи судьбы, мысли и взгляды их во многом совпадают. Оба они, личности одарен­ные и глубокие, вынуждены жить в мрачные годы николаевской реакции. Но как люди они совершенно разные. Вспомним Печорина. В молодости — погоня за светскими развлечениями, разоча­рование в них, попытка заняться наукой и, наконец, скука. Лермонтов начинал так же. Был завсегдатаем балов и маскарадов, много писал, впал в немилость и был выслан. Пребывание Печорина на Кавказе надо рассматривать как ссылку, и Лермонтов попадает туда за вольномыслие.

Печорин приходит к сознанию своей ничтожности, ненужности. Лермонтов, наоборот, с годами осознает свое значение как писатель. Печоринский пессимизм чужд ему. Печорин чувствует, что существовала цель, для которой он был рожден, назначение ему было высокое, он ощущал в душе своей силы необъятные, но с годами силы эти были растрачены по мелочам, он впал в уныние. От нечего делать начал играть в «кошкимышки» с жизнью. А достичь он мог многого. Природный ум, наблюдательность, высокая культура могли сделать его выдающимся человеком своего време­ни. Он, прекрасно разбиравшийся в душах человеческих, не стал писателем, как Лермонтов, чтобы «глаголом жечь сердца людей». Печорин убивал в себе благородные стремления боязнью быть осмеянным. По-настоящему занятый только собой, Печорин заявляет, что «к дружбе он не способен». Уходя от людей, он замыкается, только в себе ищет разрешения всех противоречий, которые по­ставила перед ним жизнь.

Лермонтов не такой. Он все время тянулся к людям, ища и обретая среди них душевное равновесие. Он писал о людях и для людей. Если кого-то задевал желчный взгляд или колкая эпиграмма, то это потому, что ему горько и обидно было встретить в людях равнодушие и жестокость. Под маской отчужденности и иронии в поэте скрыва­лась отзывчивая и добрая душа.

Печорин больше всего ценил свою свободу, желание ни от кого и ни от чего не зависеть, делать все, что хочется, не принося никому ни пользы, ни вреда. И только потом, оставив за плечами тридцать лет жизни, он понял, каким нелепым фарсом обернулась его свобода. Один, без родины, без друзей, без любимой.

Разве такой жизнью жил Лермонтов? Его вол­новала современность, он не замыкался в себе, а пытался понять причину бесплодной жизни своего поколения. Его стихи и поэмы полны раздумий над жизнью, над судьбами людей.

В дневниках и разговорах Печорина мы ни разу не услышали слов «родина», «народ». Его со­вершенно не интересует ни то, ни другое. А Лер­монтов знает и любит свой народ. Он создает неза­бываемый образ купца Калашникова, ставшего символом русского духа. Он прекрасно понимает роль народа в развитии истории. Писатель часто задумывается над «странной» своей любовью к отчизне. Он любит ее природу, ценит ее национальное своеобразие. Но существующий в России строй вызывает у него гнев и презрение.

Печорин — скептик, который живет из «любопытства». В нем борется рассудочность с чувствами, ум с сердцем. Сколько циничности в его суждениях о Вере, хотя он и заявляет, что она «единственный человек, которого он не может об­мануть и которого, может быть, любил по-настоя­щему». Сколько расчета и логики в его ухаживаниях за Мери! Когда-то он был способен на глубокое чувство. Но противоречия его характера погубили эту, может быть, единственную для его спасения способность. Иногда сердце побеждает, и тогда он, «как безумный», скачет вслед за Верой «пожать хоть раз ее руку». Но, не догнав ее, падает на землю и рыдает. И тут же приводит в отчаяние княжну Мери своей грубой откровенностью. Чувства его какие-то рассудочные, вызванные честолюбием или любопытством. На первый взгляд может показаться, что в этом писатель и его герой схожи: быстрая смена увлечений, недолговечность чувства.

Лермонтов любил искренно и глубоко. Он искал в женщине духовные богатства, искал подругу, которая поняла бы и ценила его мысли. Не его вина, что такую он не встретил («не ты, но судьба виновата...»). Казалось бы, безнадежная любовь к Ивановой, вынужденная разлука с Лопухиной, неудавшаяся любовь к Щербатовой должны были ожесточить, озлобить Лермонтова. Этого не случилось. Он ждал серьезную любовь, основанную на родстве душ, до последних дней своей жизни ждал...

Но несмотря на то, что различия Печорина и Лермонтова были очевидны, современники писателя находили в них много общего.

У Лермонтова и Печорина схожи многие жизненные ассоциации. Величие вселенной вызывает у них размышления о человеческих судьбах. Печорин «в первой своей молодости был мечтателем». Романтические настроения чувствуются в ранних стихах и поэмах Лермонтова. Вспомним две дуэли: Печорина и Грушницкого, Лермонтова и Мартынова. И те и другие дрались на смерть. Условия дуэли были тяжелые, счастливого исхода быть не могло. Лермонтов не был заядлым дуэлянтом, но вопрос чести — главная жизненная позиция писателя и его героя.

Лермонтов критически относился к Печорину. Многие современники писателя увидели в герое «карикатуру на свое поколение». Гончаров и Белинский отнесли Печорина к разряду «лишних людей».

Нам совершенно очевидны многочисленные недостатки Печорина, его эгоизм, сдержанность, переходящая в равнодушие. Но судьба этого героя волнует и трогает нас. Печорин был лучше, чем он пытался представить себя в глазах окружающих. В поведении и поступках его было больше позы, ни вреда. И только потом, оставив за плечами тридцать лет жизни, он понял, каким нелепым фарсом обернулась его свобода. Один, без родины, без друзей, без любимой.

Разве такой жизнью жил Лермонтов? Его вол­новала современность, он не замыкался в себе, а пытался понять причину бесплодной жизни свое­го поколения. Его стихи и поэмы полны раздумий над жизнью, над судьбами людей.

В дневниках и разговорах Печорина мы ни разу не услышали слов «родина», «народ». Его совершенно не интересует ни то, ни другое. А Лермонтов знает и любит свой народ. Он создает незабываемый образ купца Калашникова, ставшего символом русского духа. Он прекрасно понимает роль народа в развитии истории. Писатель часто задумывается над «странной» своей любовью к отчизне. Он любит ее природу, ценит ее национальное своеобразие. Но существующий в России строй вызывает у него гнев и презрение.

Печорин — скептик, который живет из «любопытства». В нем борется рассудочность с чувствами, ум с сердцем. Сколько циничности в его суждениях о Вере, хотя он и заявляет, что она «единственный человек, которого он не может обмануть и которого, может быть, любил по-настоящему». Сколько расчета и логики в его ухаживаниях за Мери! Когда-то он был способен на глубокое чувство. Но противоречия его характера погубили эту, может быть, единственную для его спасения способность. Иногда сердце побеждает, и тогда он, «как безумный», скачет вслед за Верой «пожать хоть раз ее руку». Но, не догнав ее, падает на землю и рыдает. И тут же приводит в отчаяние княжну Мери своей грубой откровенностью. Чувства его какие-то рассудочные, вызванные честолюбием или любопытством. На первый взгляд может показаться, что в этом писатель и его герой схожи: быстрая смена увлечений, недолговеч­ность чувства.

Лермонтов любил искренно и глубоко. Он искал в женщине духовные богатства, искал подругу, которая поняла бы и ценила его мысли. Не его вина, что такую он не встретил («не ты, но судьба виновата...»). Казалось бы, безнадежная любовь к Ивановой, вынужденная разлука с Лопухиной, неудавшаяся любовь к Щербатовой должны были ожесточить, озлобить Лермонтова. Этого не случилось. Он ждал серьезную любовь, осно­ванную на родстве душ, до последних дней своей жизни ждал...

Но несмотря на то, что различия Печорина и Лермонтова были очевидны, современники писателя находили в них много общего.

У Лермонтова и Печорина схожи многие жизненные ассоциации. Величие вселенной вызывает у них размышления о человеческих судьбах. Печорин «в первой своей молодости был мечтателем». Романтические настроения чувствуются в ранних стихах и поэмах Лермонтова. Вспомним две дуэли: Печорина и Грушницкого, Лермонтова и Мартынова. И те и другие дрались на смерть. Условия дуэли были тяжелые, счастливого исхода быть не могло. Лермонтов не был заядлым дуэлянтом, но вопрос чести — главная жизненная позиция писателя и его героя.

Лермонтов критически относился к Печорину. Многие современники писателя увидели в герое «карикатуру на свое поколение». Гончаров и Белинский отнесли Печорина к разряду «лишних людей».

Нам совершенно очевидны многочисленные недостатки Печорина, его эгоизм, сдержанность, переходящая в равнодушие. Но судьба этого героя волнует и трогает нас. Печорин был лучше, чем он пытался представить себя в глазах окружающих. В поведении и поступках его было больше позы, фразерства, чем искреннего чувства. «Он хоронил лучшие свои чувства, боясь насмешки в глубине своего сердца. Там они и умерли». Печорин висит над пропастью: время декабристов уже прошло, эпоха демократов еще не наступила. Ему приходилось хуже других. Пытливый ум его требует пищи, деятельности. А однообразная действительность пищи для размышления дать не могла. Он пытался скрасить ее в юности, в зрелости он убедился в бесплодности своих попыток, ушел «в самое себя».

Умер Печорин, не оставив ни одного доброго зерна в человеческой памяти. Возможно, Лермонтов хотел понять и объяснить себя в Печорине, но, увлекшись, сделал его образ собирательным для своего поколения. А может, Печорин получил лермонтовские черты непроизвольно? Писатель бессознательно наделил своего героя чертами, типичными для себя и для своего времени.

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Copyright (c) Parny 2003

Hosted by uCoz