BOY21.NAROD.RU |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
:: М.Ю. Лермонтов :: Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой
нашего времени». В
русской литературе существует
прекрасная галерея женских образов. Они
привлекают читателя своей
поэтичностью, нежностью, добротой,
душевностью. Пушкинская Татьяна,
тургеневские девушки, некрасовские
народные героини... Каждой из них присущи
свои индивидуальные черты, а вместе они
раскрывают интересный, противоречивый
и загадочный характер русской женщины. Особое
место в этом ряду занимают женские
образы романа М. Ю. Лермонтова «Герой
нашего времени». Следует заметить, что
это произведение стоит особняком,
привлекая исследователей необычностью
композиции, стилевой манеры автора. Оно
явилось «откликом русской души на
трагедию декабризма». Чрезвычайно
сложен и интересен характер главного
героя Григория Печорина. Это тип
человека, потерявшего себя в эпоху
николаевской реакции, пример того, каким
становится талантливый, благородный,
сильный человек под влиянием окружающей
его социальной среды. Натура Печорина
сложна и противоречива. Особенно ярко и
глубоко она раскрывается во
взаимоотношениях с женщинами. Их в
романе четыре. Каждая испытывает на себе
глубину и противоречивость характера
Печорина. У каждой из них с его именем
ассоциируется страдание, несчастье. Но
повинен ли в этом герой? «...Высокая,
тоненькая, глаза черные, как у горной
серны, так и заглядывали к вам в душу».
Это Бэла. Гордая девушка влюбляется в
Печорина и целиком отдается этой любви.
Она добра, нежна, самоотверженна, но она
— это только капля из того моря, которое
могло бы утолить Печорина. Ей ничего не
остается, кроме смерти. Для Печорина «любовь
дикарки немногим лучше любви знатной
барыни». Но читателю искренне жаль эту
дикую и прекрасную горянку-девочку. В
рассказе о Бэле виден только контур
характера героя, еще впереди главные
краски. Затем
он встречается с загадочной и очаровательной
девушкой, подругой контрабандистов. Она,
как лодочка в море, про которую поет
песню. Печорин обращает внимание в
первую очередь на ее глаза, обладающие «какою-то
магнитической властью». «Необыкновенная
гибкость стана, особенный, ей только
свойственный наклон головы, длинные
русые волосы, какой-то золотистый отлив
ее слегка загорелой кожи на шее и плечах
и особенно привлекательный нос».
Дикарка привлекает Печорина, но еще
интереснее ему то приключение, которое
обещает быть на берегу в час свидания с
ней. Печорин чувствует в себе силу,
способность к настоящему подвигу, но
растрачивает ее на мелочи. Принося
смятение в компанию «честных
контрабандистов», он и сам жалеет об
этом. Уплывает в море девушка. Характеры
Бэлы и подруги контрабандистов сходны
своей порывистостью, дерзостью,
дикостью, гордостью. Их загадочность
интригует Печорина, ищущего применения
своим душевным силам. К ним он тянется,
как к глотку свежего воздуха, вырвавшись
вдруг из душного помещения. Ложь и
обман света толкают героя из одной
крайности в другую. Но утешения он не
находит и здесь. Очень
интересен журнал Печорина, в котором
рассказывается о женщинах светского
общества: княжне Мери и Вере. Княжна
Мери — нежная, романтическая, мечтательная
натура. Сначала писатель дает внешние
приметы: бархатные глаза, длинные
ресницы, преграждающие путь солнцу,
нежная розовая кожа, хорошенькая
маленькая ножка. У нее и девичье
обаяние, и добрая душа, ум. Чем же привлекла
она Печорина? Во-первых,
душевные силы его искали приложения.
Скука заставила его применить их здесь.
И, во-вторых, его разжигало
соперничество Грушницкого. Но то, что
было забавой сначала, обернулось
впоследствии трагедией для княжны, Печорина,
стоило жизни Грушницкому. Очень точно
сравнение героини с цветком, сорванным и
брошенным на дороге. И
наконец, Вера, которую Печорин любит. За
что? Он сам говорит, что это единственная
женщина, которая смогла понять его и
принять со всеми его достоинствами и
недостатками. Для него главное в любви
— взаимопонимание. Вера слаба, и эта
слабость притягивает Печорина. Вера для
него еще воспоминание о молодости, поре,
когда горела его душа, когда он жил. Всем
этим женщинам Печорин приносит страдание
и горе невольно. Они, как бабочки, летят
на свет его любви, его личности и сгорают
в ней. Велико
мастерство Лермонтова в обрисовке человеческого
характера. Портретная характеристика
как бы набрасывает контур образа,
начинается его заполнение
художественными деталями, речевой
характеристикой. Портрет у Лермонтова
динамичен, позволяет проследить образ
в развитии. Сравнение помогает глубже
понять мысли, поступки героев. Нежность Мери, грусть Веры, обаяние, пластичность Бэлы и контрабандистки создают неповторимое очарование лермонтовской прозы. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Copyright (c) Parny 2003 |