BOY21.NAROD.RU |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
:: Н.С. Лесков :: «Очарованный
странник». Смысл названия произведения. Название
произведения «Очарованный странник»
на первый взгляд кажется загадочным,
почти недоступным пониманию. Звучит оно
поэтично и печально, чувствуется в нем
какая-то тайна, тоска и одиночество,
слышится в его звуках тихая, плачущая,
отдаленная музыка, похожая на песню
цыганки Груши. Странник
— это человек, не имеющий крова, идущий
по всем дорогам жизни, стремящийся к
чему-то и не находящий покоя. А что же
такое «очарованный странник»? Может, это
странник, на которого снизошло
очарование, который остановился на
перепутье и задумался о том, куда же он
все-таки идет и что его ожидает, каково
его предназначение в этой полной
противоречий жизни? Услышав
название произведения, мы видим
русского богатыря из сказок, который
стоит в раздумье на этом самом
перепутье, уронив голову на грудь и
решая самую сложную проблему — проблему
выбора. Но не всегда мы видим богатыря из
сказок и былин, иногда Очарованный
странник — это странствующий монах с
картины, наставляющий на путь истинный
будущего Сергия Радонежского. Очарованному
страннику не суждено быть знаменитым и
известным, в силу своей очарованности он
далек от этого и чужд для всего мирского
и суетного, но благодаря таким
странникам может прославиться Русская
земля, народ, человек. Очарованному
страннику никогда не найти своего
призвания, потому что его призвание —
указать на предназначение других людей,
а самому продолжать скитаться из одной
стороны в другую. Очарованный
странник в произведении — это простой
русский человек, не из благородных. Но
Иван Флягин обладает силой и
способностью видеть красоту и
воспринимать ее не так, как остальные
люди: он видит ее, кажется, не глазами, а
сердцем, пропускает через себя. Его душа
была так широка, что могла обнять,
прочувствовать весь мир, окружающий его,
и он смог поведать о событиях своей
многотрудной жизни. Он и в страданиях
умел найти красоту, а в тоске — неповторимость.
Пример тому — степь. Он страдал, скучал
по Родине. Какие могли быть у него
чувства, кроме боли, горя, тоски? Но в его
памяти сохранилось не только это, но и
воспоминание о чужой природе. Она была
ему чужда, но и в ней он смог найти
неповторимость и красоту. Любовь
в страннике рождается от первого впечатления,
с первого взгляда. Он был бесхитростен,
его порывы были нелицемерны, чисты, ярки.
Его любовь была искренней и
самоотверженной. Он имел дар любить,
понимать, сострадать. Он готов взять на
себя грех ради спасения человеческой
души. Иван находил красоту в животном,
понимал и любил лошадь. Ради красоты он
совершал такие поступки, какие может
совершать человек с гордой, широкой
душой, любящий азарт, волнение, страсть,
безрассудство. Он согласился на бой с
татарином ради лошади. Позже — он без
раздумья отдаст все деньги за цыганку.
Но отдаст не только деньги, но и душу за
нее. Он это сделал ради любви к ней, из
сострадания. Этот простой человек любил
красоту так, как не каждый сможет
любить. Очарованным
странником движет судьба, провидение, в
которое он неколебимо верит. Этот»
странник околдован какой-то неведомой
силой, он попал в магический круг, из
которого нет выхода. Ему всегда чего-то
не хватает, он молится «так, что даже
снег инда под коленями протает и, где
слезы падали — утром травку увидишь».
Исчезнет ли он когда-нибудь? Скорее
всего — нет, ведь он сам «всей своей
обширной протекшей жизненности даже
обнять не может». Не суждено ему исчезнуть,
сгинуть, всю жизнь свою он погибает и
никак не может погибнуть. Русской земле
нужны такие люди, поэтому его неузнанный
дух будет витать повсюду и после его
смерти. Один ли Очарованный странник был на Руси? Сколько их, этих странников? Это и три богатыря из русских былин, и странствующий монах, и сам Сергий Радонежский, и М. Лермонтов, и А. Пушкин, и многие-многие другие замечательные русские люди. Все они так или иначе странствующие, очарованные души, воплотившие себя в литературе, служении Богу, защите родины, но так и не нашедшие покоя. Очарованный странник — воплощение русского характера. Причины его вечной неуспокоенности «остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам». |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Copyright (c) Parny 2003 |