BOY21.NAROD.RU |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
:: А.С. Пушкин :: Автор, Онегин, Ленский
Роман “Евгений Онегин” невозможно
охарактеризовать одним понятием, одним
словом. Каждый, кто читал его на
протяжении двух столетий, находил что-то
новое, давал еще одно объяснение,
определение этому удивительному
произведению. Это и “энциклопедия
русской жизни”, как назвал роман В.
Белинский, и первый русский
реалистический роман, и свободный роман,
открытие А. С. Пушкина, послужившее
началом развития всей последующей
литературы как XIX, так и XX века. “Пишу не
роман, а роман в стихах — дьявольская
разница” — так сказал сам автор о своем
произведении в письме к П. А. Вяземскому.
То, что этот роман свободный, дало
возможность существованию разных точек
зрения в нем. А. С. Пушкин предоставляет
выбор, свободу в восприятии героя, не
навязывает своей точки зрения. ...пел
разлуку и печаль, А также с некоторой издевкой говорит о том, как писал Ленский: Так
он писал, темно и вяло Романтизм уже ушел из жизни, как уходит и Ленский. Его смерть вполне логична, она символизирует собой полный отказ от романтических идей. Ленский не развивается во времени, он статичен. Отличаясь от тех людей, среди которых вынужден жить (и в этом он схож с Онегиным), Ленский был способен только на то, чтобы быстро вспыхнуть — и угаснуть. И даже если бы Онегин не убил его, скорее всего, в будущем Ленского ждала обыкновенная жизнь, которая охладила бы его пыл и превратила в простого обывателя, который Пил,
ел, скучал, толстел, хирел Такой путь, точка зрения нежизнеспособны, что и доказывает Пушкин читателю. Совершенно другая точка зрения Онегина. Она в чем-то схожа с точкой зрения автора, и поэтому в какой-то момент они становятся друзьями: Мне
нравились его черты, Они оба сходятся в своем отношении к свету, оба бегут от него. Оба скептики и вместе с тем интеллектуалы. Но Онегин, как и автор, развивается, меняется, и его отношения с автором тоже меняются. Автор постепенно отдаляется от Онегина. Когда же Онегин идет на дуэль, испугавшись общественного мнения, и убивает на ней Ленского, когда оказывается, что его точка зрения не основывается на твердых нравственных принципах, автор совершенно отдаляется от своего героя. Но еще и до этого видно, что их точки зрения расходятся по многим вопросам: это и их отношение к искусству, к театру, к любви, к природе. То, что один из них поэт, а другой не может отличить ямба от хорея, конечно, сильно отдаляет их друг от друга. И скорее всего, А. С. Пушкин показывал, что точка зрения Онегина, например, его отношение к театру: ...на
сцену отлична от авторской. Автор, безусловно, восхищается этим искусством, для него театр — это “волшебный край”. Отношение же Онегина к любви: Как
рано мог он лицемерить, Онегин, будучи “гением” науки любви, упустил возможность счастья для себя, оказался неспособным на истинное чувство (вначале). Когда же он смог полюбить, то все равно не достиг счастья, было уже слишком поздно. В этом заключается истинная трагедия Онегина. И его путь оказывается неправильным, ненастоящим. Позиция автора иная, его не раз волновали страсти, любовь была неизменным спутником жизни: Замечу
кстати: все поэты —
И конечно, именно отношение к Татьяне во
многом определяет их точки зрения,
отдаляя друг от друга. Чем ближе Пушкин к
Татьяне, тем больше отдаляется он от
Онегина, который нравственно намного
ниже ее. И только когда Онегин будет
способен на высокое чувство, когда он
влюбится в Татьяну, критические оценки А.
С. Пушкина исчезнут. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Copyright (c) Parny 2003 |