:: А.С.
Пушкин ::
Что
нового в жизни и в самом себе Вы нашли,
прочтя роман «Евгений Онегин»
«Душа
сказала мне давно:
Ты в
мире молнией промчишься!
Тебе
всё чувствовать дано,
Но
жизнью ты не насладишься».
Веневитинов.
В. Г. Белинский: «Пушкин принадлежит
к числу творческих гениев, тех
величайших исторических фигур, которые,
работая для настоящего, приготовляют
будущее, следовательно, не могут
принадлежать только одному прошлому». С
этим суждением остаётся только
согласиться. Необходимо добавить, что
гений Пушкина, на мой взгляд,
заключается не только в бессмертии
сюжетов его произведений: мало кто из
писателей пытается ответить в одном
произведении сразу же на несколько
вопросов. Другими словами, берутся за
решение какой- либо одной - показать
глупость народной жизни, «закулисную»
жизнь светского общества, бессмысленное
бытие народа и т. д. А Пушкин в данном
произведении делает многочисленные
лирические отступления, в которых и
размышляет на многочисленные темы.
Поэтому почерпнуть из этого творения
можно о- очень многое.
Начнём с начала- сюжет: вот уж
поистине жизненная ситуация. Это далеко
не любовный треугольник, даже не знаю
как и назвать. Есть чему поучиться! После
прочтения волей- неволей задумываешься
о том, какая всё- таки сложная эта штука-
жизнь: никогда не знаешь где найдёшь, где
потеряешь (у Онегина наоборот- он
потерял, а лишь потом нашёл, но было
поздно).
Пушкин очень много рассуждает о
жизни. Он показывает жизнь большого
города с многочисленными балами и
развлечениями, город с «парадного
подъезда», где всегда весело и шумно. И
сквозь это проводит тему одиночества,
какого- то отчуждения, причём делает это
так, что самому читателю становиться
грустно. А ведь так на самом деле:
смотришь на город- все куда- то торопятся,
смеются, кричат, разговаривают и шутят -
короче - город живёт шумной и бурной
жизнью. А стоит лишь чуть- чуть
приглядеться - там задумчивое лицо с
бездонными глазами, здесь люди с
рассеяно- отчуждёнными выражениями лиц.
Невольно вспоминается отрывок из
стихотворения Рылеева:
«С
тяжкой грустью, с чёрной думою
Я с тех пор один брожу,
И могилою угрюмою
Мир печальный нахожу.
Всюду встречи безотрадные!
Ищешь,
суетный, людей,
А встречаешь трупы хладные
Иль бессмысленных детей... »
Хотя, учитывая мои годы, можно
сказать, что ЭТО не так уж и заметно.
Следующее «новшество» - это язык.
Конечно, муза Пушкина была вскормлена и
воспитана творениями предшествующих
поэтов (можно сказать более- она приняла
их в себя, как «своё законное состояние и
возвратила их миру в новом,
преображённом виде»(Белинский) ), но то,
как он ею лепит настроение читателя, возвышает его к
божественным началам, и в очередной раз
доказывает, что им (автором) руководит
гений. Его язык чертовски привлекателен.
Где надо- там короткие, лаконичные
предложения (ибо «краткость - сестра
таланта»); где необходимо дать полное
описание, там появляется вязкая, текучая
речь, словно рождественская ёлочка,
обвешенная гирляндами прилагателных.
Красота! И с её помощью Пушкин, как
человек, познавший высший свет и высокие
чувства, любовь и страсть прилюбодеяния,
мастерски действует на восприятие
читателя. Он открыл новые возможности,
которые дарит нам речь. Нужно лишь
научиться пользоваться ею, ибо ещё
Цицерон сказал - «Речь дана всем, ум- удел
немногих.»
В этом произведении автор показал
нам высокое знание античности и истории.
А это, в очередной раз, доказывает, что
история учит многому: это ведь не
книжный ум, а жизненная школа, где в роли
преподавателей выступают "великие
мира сего". К сожалению это поздно
начинаешь осознавать.
Спускаемся на землю и переходим к «людской»
теме. «Будучи многою суетою смущаем во
многих хлопотах, связанных со средним
образованием, и из- за телесных
недомоганий великих, бывающих у меня
постоянно»(Библия), не помня я названия
романа и имени персонажа, в котором
происходил конфликт высоких намерений с
низменными действиями. Так вот Пушкин
подкинул ещё «материал для размышления»
(вообще, такие действия присущи
величайшим): очевидно, что речь пойдёт о
Евгении.
Прочитал я роман, отложил книгу и
подумал: «Так какой же на самом деле
Онегин?» Может это игра Пушкина-
показать главного героя, этого «страдающего
эгоиста», в начале с одной точки зрения,
потом с другой , а затем- с третьей? Или же
настолько глубока натура Евгения, что
даже сам автор предаёт его на суд
читателю? В жизни ведь получается
аналогично- у каждого есть свои закоулки
души и, следовательно, каждый может быть
непонятым. Есть о чём призадуматься!
Прочтя роман, понимаешь, что озлобленный
ум есть тоже признак высокой натуры, ибо
такой человек не доволен не только
окружающими, но и самим собой. И ещё, как-
то дико понимать, что существуют люди,
подобные Онегину, которые не знают, что
им надо.
Вообще, читая этот роман, меняешь
угол зрения на многие вещи. В некотором
смысле, это произведение можно назвать
философским. В своих философских
отступлениях автор показывает быт того
времени, при этом даёт оценку,
размышляет, пытается найти ответы на
многие коренные вопросы бытия. И в этих
ответах находишь очень много нового для
себя. С чем- то можно согласиться, а с чем-
то и поспорить. Закончить сие творение
хочу словами вышеуказанного
величайшего мастера пера, но с учётом
возможностей быстрорастущего гения
нижеподписавшегося:
«Пересмотрел
всё очень строго:
Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу.
Цензуре
долг свой заплачу,
И учительницам на съеденье
Плоды трудов своих отдам.
Иди
же к школьным берегам
Новорождённое творенье,
И заслужи мне славы дань:
Одни
пятёрки, шум и брань!»
P.
S.
душевно надеюсь, что шума и брани будет
не очень много. Не сочту за дерзость
мысль о том, что брани совсем не будет.
|