А.С.
Пушкин
Образ автора и его роль в романе Пушкина
"Евгений Онегин"
В поэме Пушкина "Евгений Онегин"
перед нами предстает образ типичного
молодого человека 20-х годов XIX века.
Безусловно, Онегин - персонаж
вымышленный. Однако, по мысли поэта,
Онегин представляет собой не отдельную
личность, а портрет целого поколения на
фоне реальной, повседневной жизни. В
этой связи в романе наряду с героями
придуманными присутствуют в
действительности существующие люди:
Каверин, друг Пушкина (в его обществе
проводил время Онегин), известный поэт
князь Вяземский (с ним встречается
Татьяна), и, наконец, на страницах
произведения появляется сам автор.
Своим
возникновением в собственном же
произведении Пушкин стремился, прежде
всего, "отделить" себя от Онегина,
На протяжении всего романа автор
сопоставляет системы взглядов и позиций
- своего и Онегина. В произведении автор
и его герой -друзья, но какая же пропасть
разделяет их.
Мы всецело ощущаем,
как Пушкин с его горячей, деятельной,
жизнелюбивой натурой протестует против
холодности, равнодушия и пессимизма
Онегина. Автор, понимая, что всеми этими
"болезнями" его героя заразило
общество, тем не менее стремится
доказать, что Онегин - в нем самом. Ведь,
по сути дела, Пушкин вышел из той же
среды, что и Онегин, но разве ослаб его
дух, разве остыло его сердце?...
Противоположность
характеров проявляется не только в
отношении к жизни, и в отношении к людям.
Если для тонкого и чувствительного
Пушкина Татьяна - милый "верный идеал",
то Онегин - ледяная душа - считает ее не
более чем "наивной девочкой".
В ответ на свое
трепетное признание в любви Татьяна
слышит от сухого Онегина лишь проповедь
и ничего иного. Автор же не перестает
утверждать: "Я люблю Татьяну милую мою".
А что мы можем сказать об Онегине,
который ненавидя общество и его законы
тем не менее считается с ними, и в
результате трагически обрывается"
жизнь Ленского? Здесь Мы опять-таки
наблюдаем полнейшее расхождение
позиций Онегина и автора. Пушкин
отвергает моральные принципы света и
пресловутые дворянские "законы чести",
порой сочетающиеся с бессмысленной
жестокостью. Нет, говорит автор, Онегин
же еще не может окончательно порвать со
всем старым, отживающим, что связывает
его по рукам и ногам, еще не проснулся в
нем борец. И почти физически ощущаем эту
боль автора - боль человека за своего
друга, боль великого поэта за все
молодое поколение.
Только ли для
большей реалистичности романа в нем
присутствует образ, автора? Конечно же
нет. Ведь, как уже было сказано, Онегин -
это портрет всего "молодого поколения"
того времени, это, можно сказать
нарицательное имя. Здесь ясно
просматривается авторская позиция по
отношению к современной ему молодежи: он
считал, что рядом с человеком, который
только начал жизнь свою, должен - зримо
или незримо, присутствовать кто-то, с кем
можно было бы сравнить себя, кого можно
было бы брать пример. И пусть это будет
поэт (не обязательно сам Пушкин) или кто-нибудь
другой. Пусть этот кто-то будет совсем
противоположен тебе во всем, но в
противоречиях, в их борьбе и единстве
заключается движущая сила развития.
Иначе быть не должно, ибо это может
означать духовную смерть.
Отделяя своего героя
от себя, автор не отрекается от него
совсем, а наоборот, любит его. Он любит
его таким, каков он есть сейчас. Автор
видит, что не все еще умерло в Онегине - в
конце романа герой как бы пробуждается.
Причиной этому была, пусть запоздалая,
любовь к Татьяне. Все возрождающая и
воскрешающая сила Любви затронула и в
усталой душе Онегина какие-то потаенные
струнки. И здесь Пушкин как бы уходит из
жизни своего героя, оставляя его, в
надежде, что тот сможет сам, без его
помощи, решить все проблемы и найти свою
дорогу в жизни. Автор уходит, а мы еще
долго остаемся под впечатлением, что
произведение продолжается, и автор
издали следит за нашими переживаниями.
Да, Пушкин знал и
любил молодых, любил в них живое,
здоровое начало. Он верил, что младое
поколение с его задором и
решительностью способно избавиться от
старых и новых предрассудков и "болезней"
праздности, оно желает и может изменить
мир. Недаром Пушкин, выразитель надежд и
чаяний молодых, был любимым поэтом
передовой молодежи и декабристов.
Поэзия великого Пушкина до сих пор
волнует умы и сердца всех юных мира. |