А.С.
Пушкин
Образ
Татьяны Лариной в романе Пушкина "Евгений
Онегин”
Важное место в романе “Евгений Онегин”
занимает образ Татьяны Лариной – “милый
идеал” Пушкина. Именно в ее лице поэт
воплотил лучшие женские качества,
подмеченные им ранее в жизни. И наиболее
важно для поэта то, что героиня – “русская
душою”. Что же делает ее такой и какие
черты ее характера близки Пушкину?
Какой русский человек не любит
природу и русскую красавицу-зиму!
Близость героини к природе поэт
подчеркивает еще в ее портрете:
Дика,
печальна, молчалива, …
Как лань лесная, боязлива…
Татьяне нравится встречать восход
солнца, бродить по лесам, наслаждаться
тишиной и гармонией природы, отдыхать на
ее лоне. Не случайно героиня не хочет
уезжать из поместья и противопоставляет
“постылую жизнь” высшего света в
Петербурге родным, близким для сердца
деревенским местам, обширным просторам.
Татьяну Пушкин наделяет нетрадиционным
для дворянских героинь, чисто русским
именем, с которым “неразлучно
воспоминанье старины”. Ведь героиня –
воплощение национального характера. Она
тесно связана с народной жизнью
духовными узами. Лучшие черты личности
Татьяны уходят корнями в народную почву.
Воспитанная простой крестьянкой, так же,
как и сам Пушкин – Ариной Радионовной,
Татьяна восприняла от Филипьевны всю
народную мудрость, постигла понятия
добра и зла, долга. Знание фольклора,
сказок, обрядов, народных традиций, “милых
преданий простонародной старины”,
русских снов служит тому
доказательством.
Пушкин всегда рад подчеркнуть
индивидуальность Татьяны, ее отличие от
девушек-пустышек. Чувства героини полны
искренности и чистоты. Она не знает ни
манерной жеманности, ни лукавого
кокетства, ни сентиментальной
чувствительности – всего того, что было
свойственно большинству ее сверстниц.
Она любит Онегина “не шутя”, серьезно,
на всю жизнь. Ее наивно-чистое,
трогательное и искреннее письмо дышит
глубоким чувством, оно полно
возвышенной простоты. Трепетные слова
ее признания в любви к Евгению так схожи
с признаниями самого Пушкина!
И, наконец, Пушкин восхищается
природным умом своей героини.
Интеллектуальное развитие Татьяны
помогает ей в Петербурге понять и
внутренне отвергнуть “постыллой жизни
мишуру”, сохранить свой высокий
нравственный облик. И свет видит в ней
волевую натуру, осознает ее
превосходство. Но, хоть Татьяна и прячет
свои чувства под маской светской дамы,
Пушкин все-таки видит ее страдания.
Татьяна хочет бежать в деревню, но не
может. Героиня не способна порвать узы
брака с человеком, за которого она вышла.
Кем бы он ни был она никогда не причинит
ему боль. Это в очередной раз доказывает
ее духовное превосходство над
окружающими, ее верность, преданность
своему мужу.
В романе “Евгений Онегин” Пушкин
создал новый литературный тип, которому
нет аналогов в русской литературе. По
словам Белинского, “он первый
поэтически воспроизвел, в лице Татьяны,
русскую женщину”.
|