А.С.
Пушкин
Путешествия Онегина
По
замыслу А. С. Пушкина, после издания
основного текста романа в стихах “Евгений
Онегин” отдельно была издана глава о
путешествии Онегина по России. После
дуэли с Ленским Евгений уезжает в Нижний
Новгород, потом в Астрахань, оттуда на
Кавказ; посещает Тавриду и Одессу.
Нижний Новгород произвел на Онегина
впечатление города, где
Всяк
суетится, лжет за двух,
И всюду меркантильный дух.
Критический ум Евгения прекрасно
осознает эти пороки жителей Нижнего
Новгорода, и город не вызывает в нем
никаких эмоций, кроме тоски.
Евгений Онегин едет в Астрахань и
оттуда на Кавказ, где его преследуют “горьки
размышленья” о смысле жизни. Он
сожалеет о том, что он “в грудь не ранен”,
что он “не хилый... старик”, что он не
скован параличом, и с горечью восклицает:
Я молод,
жизнь во мне крепка;
Чего мне ждать?
Снова в душе героя только “тоска, тоска!”.
Онегин посещает Тавриду. Но здесь автор
оставляет своего героя и погружается в
воспоминанья о своих первых
впечатлениях об этих местах, когда он, на
три года раньше Онегина, странствовал “в
той же стороне”. Воспоминания навевают
мысли о бренности всего сущего, о
постоянных изменениях во всем мире и в
душе каждого человека:
Какие б
чувства ни таились
Тогда во мне - теперь их нет:
Они прошли иль изменились...
Изменились также и взгляды Пушкина на
поэзию. Раньше “бесконечный шум”
бахчисарайского фонтана навевал иные,
по сравнению с нынешними, мысли автору:
героиня его поэмы “Бахчисарайский
фонтан” Зарема - романтический образ.
Теперь же Пушкин восклицает: “Иные
нужны мне картины...” Его “идеал теперь -
хозяйка”, его “желания - покой, / Да щей
горшок, да сам - большой”.
Изображать в литературном
произведении “прозаические бредни”
может только писатель-реалист, каким
теперь стал Пушкин. Споря с “очаровательным
пером” Туманского, автор описывает
Одессу, где ему довелось жить, именно
реалистически: он дает конкретное
неидеализированное описание города.
Пушкина интересует многонациональность
города, так как в творчестве ему
свойственно перевоплощаться в
представителей других народов, других
эпох и культур.
Далее Пушкин описывает свой день,
начиная с “пушки зоре-вой” и заканчивая
“немой ночью”, и сравнивает его с днем
Онегина. Скучающий, больной “русскою
хандрою” Онегин противопоставляется
пирующим Пушкину и его друзьям - “ребятам
без печали”. В их душах преобладает
радость, наслаждение жизнью - священным
даром, данным людям Богом, которым надо
дорожить и наслаждаться.
Когда “темнеет вечер синий”, Пушкин
едет в театр. Там он наслаждается “упоительным”,
“вечно новым” Россини, великолепными
звуками, которые не позволено “с вином
равнять”, и другими очарованиями театра:
“закулисными свиданьями”, балетом,
созерцанием “негоциантки молодой” и
prima donna. Но “финал гремит; пустеет зала”,
и на землю спускается ночь, всходит луна,
и “прозрачно-легкая завеса объемлет
небо”, как бы опуская занавес жизни, на
сцене которой проходила чья-то
очередная судьба.
Последнюю фразу этой главы, реплику
автора: “Итак, я жил тогда в Одессе...”
можно считать последней фразой
произведения. Эти слова подчеркивают,
что финал романа открытый, что с концом
одного сюжета обязательно начинается
новый. Это закономерность жизни: одно
поколение сменяется другим, одна
история жизни уже завершалась, а другая
только начинается! “Тебе я место
уступаю, / Мне время тлеть, тебе цвести”
(“Дорожные жалобы”).
Глава романа о путешествии Евгения
Онегина занимает важное место в сюжете и
композиции, многие мотивы этой главы
перекликаются с мотивами лирики Пушкина.
|