:: А.С.
Пушкин ::
Тема
назначения поэта и поэзии
(на материале творчества А. С. Пушкина, М.
Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова)
Вопрос
о том, каким должен быть поэт, какова его
роль в обществе, каковы задачи поэзии,
всегда волновал и волнует сторонников
искусства для народа. Поэтому тема
назначения поэта — центральная тема не
только поэзии XIX века, она пронизывает
все творчество и современных поэтов, для
которых судьба родины и народа — их
судьба.
А.
С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов
как представители передовых кругов русского
общества XIX века возглавили дальнейшее
движение литературы вперед, определили
ее последующее развитие.
Русская
действительность, духовная близость
Пушкина к декабристам, Некрасова — к
революционерам-демократам были той
школой, в которой сложились их взгляды
на сущность искусства, на место и роль
поэта и поэзии в жизни общества.
Учитывая то обстоятельство, что великие
русские поэты творили в разное время,
можно говорить о своеобразном
представлении каждого из них о своей
поэтической музе.
Так,
А. С. Пушкину она иногда казалась «подругой
ветреной», «вакханочкой», «барышней
уездной, с печальной думою в очах, с
французской книжкою в руках», а чаще
всего музой, призванной «глаголом жечь
сердца людей».
М.
Ю. Лермонтов создал свой поэтический
образ музы, резко отличающийся от
пушкинской. Сначала она полна печали и
разочарования, а затем — страстно
желающая найти себя и свое место в жизни,
исполненная веры и надежд.
Образ
некрасовской музы оставался неизменным
на протяжении всего творчества поэта. Он
был верен своей музе, борьбой и
страданиями кровно связанной с народом.
Однако
такое индивидуальное представление о
поэтической музе не умаляет основного —
истинного назначения поэта и поэзии,
назначения, которое поэты видели в
служении своему народу, отечеству. Во
всем, о чем бы ни писали поэты, сказывался
передовой человек времени, сказывалось
не примирение с действительностью, а
активная воля и стремление к
уничтожению всего, что теснило,
подавляло, калечило народ и жизнь личности.
Так,
стихотворения А. С. Пушкина «Вольность»,
«Деревня», «Кинжал» были своего рода
стихотворениями-прокламациями,
развивали свободолюбивые идеи,
передовое общественное сознание. В
стихотворении «Кинжал» Пушкин осуждает
массовый террор якобинцев и
одновременно славит «карающий кинжал» в
качестве «тайного стража» свободы, «последнего
судии позора и обиды». Многими
декабристами это стихотворение было
воспринято как призыв к свержению
самодержавия.
После
разгрома восстания декабристов в лирике
Пушкина начинают все сильнее звучать
философские мотивы — раздумья о смысле
и цели жизни, о поэте и его назначении, об
отношении между поэтом и обществом, он
продолжал живо интересоваться
общественной жизнью, политикой. В это
время Пушкин пишет послание декабристам
«В Сибирь» (1827 г.), «Арион» (1827 г.) и др.
Поэт не только пытается найти выход из
последекабристского «тупика», но и в
известной степени указывает такой выход.
В послании в Сибирь, вдохновленный
подвигом жен декабристов, Пушкин
стремится вдохнуть «бодрость и веселье»
в сердца своих братьев, друзей не только
надеждой на то, что «темницы рухнут», но
и утверждением великого значения их
дела:
Не
пропадет ваш скорбный труд
И
дум высокое стремленье.
В
стихотворении «Арион», написанном в
связи с годовщиной казни декабристов,
Пушкин в форме прозрачной аллегории не
только объявляет себя литературным
соучастником — певцом декабристов («Пловцам
я пел»), но и подчеркивает свою верность
общим с ними чаяниям и идеалам («Я гимны
прежние пою»). Поэт понимает, что его
время наполнено великими событиями, и
поэтому видит истинное назначение
поэзии в служении народу:
Восстань,
пророк, и вяждь, и внемли,
Исполнись
волею моей
И,
обходя моря и земли,
Глаголом
жги сердца людей.
Пушкин
сравнивал поэта с эхом, которое откликается
на всякий призывный звук жизни.
*
* *
По-своему
решает тему поэта и поэзии М. Ю.
Лермонтов. Подхватив эстафету своего
предшественника, он создал более
широкий и сложный образ поэта. Сложность
эта объясняется теми условиями жизни,
которые были связаны с последствиями
разгрома декабристов. «Нет двух поэтов
столь существенно различных, — писал В.
Г. Белинский, — как Пушкин и Лермонтов.
Пушкин — поэт внутреннего чувства души;
Лермонтов — поэт беспощадной мысли,
истины.
Пафос
Пушкина заключается в сфере самого искусства
как искусства; пафос поэзии Лермонтова
заключается в нравственных вопросах о
судьбе и нравах человеческой личности».
Благородная и светлая поэзия Пушкина
развивалась на почве надежд и доверия к
жизни, веры в безграничные силы и
возможности человека. И напряжение народных
сил в Отечественной войне 1812 года, и
подъем национального самосознания
питали эту надежду и веру.
На
смену светлому и непосредственному, открытому
взгляду на мир, на смену упоению жизнью
приходит эпоха разочарования, анализа,
скепсиса и «тоски по жизни». На смену
эпохе Пушкина приходит эпоха Лермонтова.
Эти эпохи разделил 1825 год, год разгрома
восстания декабристов. И в поэзии
Лермонтова с первых же строк звучит тема
одиночества.
Противоположность
двух поэтических миров отчетливо видна
при сравнении «Пророка» Пушкина и «Пророка»
Лермонтова. Лермонтов подхватывает
пушкинскую тему преображения поэта в
пророка и развивает ее. У Пушкина
стихотворение звучит предвестием
великого дела, которое предстоит
свершить пророку в мире, широко открытом
перед ним, ждущем его:
...обходя
моря и земли,
Глаголом
жги сердца людей.
Лермонтов
же эту тему продолжает в ином ключе —
печали и разочарования. Мир, куда выходит
лермонтовский пророк, полон злобы и
вражды. Все живое, доброе, истинное,
светлое, чистое сосредоточилось в
пророке и на том островке жизни («в
пустыне»), куда его изгоняют «они», — те,
кому пророк пытался проповедовать «любви
и правды чистые ученья». Эти «они», исполненные
бешеной злобы, самодовольной гордости
и неверия, «жадною толпой стоящие у
трона», — палачи «Свободы, Гения и Славы».
«Они» — пестрая толпа «приличьем
стянутых масок», это рабы и господа,
населяющие «немытую Россию», это и «наше
поколенье», постыдно равнодушное к
добру и злу.
Ощущение
потерянности, одиночества знакомо людям
30-х годов XIX века. Журнальные статьи тех
лет полны размышлений о ничтожестве и
бесплодности молодого поколения,
ничего не приобретшего и
преждевременно одряхлевшего. Но никто в
то время в искусстве с такой силой и полнотой,
с такой болью и страстью, как Лермонтов,
не раскрыл трагедию одинокой души,
брошенной в холодный, враждебный,
жестокий мир. Однако это одиночество не
отрешенность от жизни, это упрек и вызов
окружающей поэта действительности.
Протест заглушает в поэте настроение
безысходности, рождает жажду жизни,
стремление не бежать от мира, а найти
себя и свое место в нем. «Отворите мне
темницу, дайте мне сиянье дня», — в этих
словах стихотворения «Узник» звучит
страстный порыв поэта к свободе, к
счастью.
*
* *
Муза
Н. А. Некрасова — муза «мести и печали»,
«сестра народа» — так называл ее поэт.
Поэзия
Некрасова продолжала развивать лучшие
традиции, завещанные русской литературе
Рылеевым, Пушкиным, Лермонтовым. Как и
его предшественники, Некрасов был
прежде всего поэтом-гражданином, но он
жил и творил в иное время, тогда, когда
освободительное движение набирает
новый виток. Н. А. Некрасов стал певцом
народа, поэтическим глашатаем поколения
революционеров-демократов 50—70-х годов
XIX века. Он вновь и вновь возвращается к
вопросу о назначении поэта и его месте
в общественной борьбе.
В
стихотворении «Поэт и гражданин» (1856 г.)
Некрасов изложил свою поэтическую
программу, выразил свои взгляды на долг
поэта, требовал, чтобы поэт был
гражданином, верным сыном своей родины и
своего народа:
Не
будет гражданин достойный
К
отчизне холоден душой.
И
далее он пишет:
Будь
гражданин! Служа искусству,
Для
блага ближнего живи,
Свой
гений подчиняя чувству
Всеобнимающей
любви.
Устами
Гражданина Некрасов призывает Поэта
отдать Родине не только талант, но и
жизнь, быть готовым к самопожертвованию
ради правого дела:
Иди
в огонь за честь отчизны,
За
убежденья, за любовь...
Иди
и гибни безупречно.
Умрешь
не даром: дело прочно,
Когда
под ним струится кровь.
Эти
слова, выразившие моральные принципы
революционных демократов, нашли отклик
в сердцах передовой молодежи России.
Мыслям,
высказанным в стихотворении «Поэт и
гражданин», Некрасов оставался верен до
конца своей жизни. Судьба истинного
поэта, по мнению Некрасова, должна быть
неразрывно связана с судьбой народа. Эту
мысль он развивает и в стихотворении «Элегия»
(1874 г.), которое было для поэта самым
задушевным и любимым из написанных в
последние годы:
Пускай
нам говорит изменчивая мода,
Что
тема старая — «страдания народа»
И
что поэзия забыть ее должна —
Не
верьте, юноши! Не стареет она.
Некрасов
выступает против тех, кто из «моды»
проявлял сочувствие народу, но
отвернулся от него в годы реакции. В
служении народу поэт видел цель и смысл
своего творчества.
Таким
образом, у каждого из поэтов по-разному
сложилась творческая и жизненная судьба,
но их поэзия питалась одной и той же
идеей — служить народу, защищать
угнетенный народ. В разных внешне
образах музы Пушкина, Лермонтова и
Некрасова мы находим и близкие
настроения и схожие художественные
искания, ибо все они были сынами своего
отечества, тонко чувствовали и понимали
все противоречия общественной жизни.
|