BOY21.NAROD.RU |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
:: М.Е. Салтыков-Щедрин :: Идейная направленность сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина Ни
один из русских писателей не
подвергался таким цензурным гонениям,
как Салтыков-Щедрин. Изображая в своих
произведениях Россию, он высмеивает и
бичует отрицательные явления
ее жизни. В сатире Салтыкова-Щедрина
чувствуются не столько слезы сквозь
смех, сколько гнев, ненависть, скорбь.
Чтобы обмануть цензоров, чтобы
произведения доходили до читателя, писателю
пришлось искать новые художественные
формы. Он писал о себе: «Я — Эзоп и
воспитанник цензурного ведомства» — и
замечал, что «эзопов язык небезвыгоден»,
так как помогает сатире глубже
исследовать, многограннее выявлять и обличать
пороки общества. Благодаря изображению
действительности в преувеличенном,
уродливо-комическом виде, переплетению
реального с фантастическим, страшного
со смешным (все это составляет суть
гротеска), писатель сумел достичь
наиболее реалистического раскрытия
всех сторон жизни России. М.
Е. Салтыков-Щедрин писал драмы, романы,
очерки, рассказы, хроники, но особое
место в этом ряду занимают сказки, в
которых отразились многолетние
наблюдения окружающего мира. Написанные
языком гиперболы и гротеска, сказки
вместили в себя огромное количество
персонажей. В сказках Салтыкова-Щедрина
наиболее ярко проявилась идейная
направленность его сатиры. Он
создал особый жанр политической сказки,
сочетающей в себе элементы фантастики
со злободневной реальностью. Салтыков-Щедрин
изображал не просто борьбу добра и зла, в
его сказках противопоставляются
социальные силы: народ и представители
паразитических сословий, народ и
дворянская интеллигенция. Писатель
выступает против самодержавия,
безынициативности и безволия мужика,
ратует за ростки народного самосознания.
Народ показан в сказках под масками
добрых, беззащитных зверей и птиц, а
часто — открыто, под именем «мужик»;
эксплуататоры предстают в образах
хищников. Наибольшей
убедительности сатира писателя
достигла в романе-обозрении «История
одного города» . В городе Глупове все
живут в беспрерывном испуге: «...градоначальники
секут, а обыватели трепещут».
Особенностью языка романа является
сплав простонародных, старинных и вновь
образованных слов, что создает яркий
комический эффект. Прошлое и настоящее
причудливо переплетаются в «Истории
одного города»; писатель исследует
самодержавный строй, происхождение,
особенности и сущность рабской
психологии людей. Город Глупов многолик,
он является средоточием и
олицетворением социального зла,
античеловеческого и
противоестественного мира, который
возник и существует только благодаря
фантастическому невежеству и
покорности народа. Чего стоят
градоначальники: проходимцы, тупицы,
невежды! Их фамилии говорят сами за себя:
Брудастый, Прыщ, Бородавкин, Негодяев,
Угрюм-Бурчеев, Перехват-Залихватский.
Кроме вреда, они ничего не приносят: один
градоначальник вводит просвещение —
другой упраздняет, один строит — другой
разрушает, один игнорирует законы —
другой издает их по любому поводу, не
вкладывая в них никакого смысла. Градоначальники
жгут, грабят, самодурствуют; армия не
защищает; народ не работает, а прячется и
занят спасением собственной жизни, так
как задействован в эксперименте,
главной целью которого является «испытывать,
достаточно ли глуповцы тверды в
бедствиях». Эксперимент превращает
город в пустыню, а людей — в животных: «Глуповцы
перестали стыдиться, обросли шерстью и
сосали лапы». Градоначальники случайно
приходили к власти и так же случайно
сходили со сцены. Лучше
всего народу жилось при Прыще, так как он
не занимался делами вовсе. Самые страшные
времена переживали глуповцы при Угрюм-Бурчееве,
деятельном разрушителе, фанатике, тиране,
сосредоточившем всю власть в своих
руках. Он имел «взор, светлый, как сталь,
взор, совершенно свободный от мысли и
потому недоступный ни для оттенков, ни
для колебаний. Голая решимость — и
ничего более». Все качества предшествующих
правителей Глупова слились в Угрюм-Бурчееве
в единое целое — это чудовище-робот, «сатана»
(по определению глуповцев), олицетворение
зла; жестокость, животная злоба лишили
его чувств и мыслей, сделали из него
бездумного разрушителя всего, «что не
успевало посторониться с дороги». Такой
гротесковый тип мог существовать только
в гротесковом окружении: «...пустыня
представляет в его глазах именно ту
обстановку, которая изображает собой
идеал человеческого общежития». Цель
Угрюм-Бурчеева — истребить, уничтожить
человечество; ему представлялись в
мечтах толпы одинаково одетых людей, с «одинаковыми
физиономиями», марширующих и бесследно
пропадающих в «фантастическом провале».
Построенная в мечтах Угрюм-Бурчеева
административная и градостроительная
система — явная пародия на военные
поселения, а сам градоначальник —
воспроизведение (разумеется, в
сатирическом преломлении) их главы
графа Аракчеева. В образе Угрюм-Бурчеева
в какой-то мере отразились и черты
Николая I. С тех пор, как создан роман, у
власти неоднократно возникали
двойники Угрюм-Бурчеева, движимые теми
же антигуманными целями, посягающие на
разумные законы природы и исповедующие
прочий «систематический бред». А
какова же судьба простых глуповцев? От «жизни,
находящейся под игом безумия», в них не
могло накопиться ничего, кроме темного,
рабского начальстволюбия,
бессмысленного страха и косности. Нет
конца мучениям народным: мрут с голоду,
терпят истязания, утешаются лживыми
обещаниями градоправителей; когда
терпение заканчивается, бунтуют, но
каждый бунт, «бессмысленный и
беспощадный», заканчивается повальной
поркой. И опять все замирают в страхе. Реакционеры
обвиняли Салтыкова-Щедрина в глумлении
над русским народом, на что сатирик
отвечал: «Я люблю Россию до боли
сердечной...» Боль эту вызывали жуткие
условия жизни, темнота, забитость и
покорность народа. «Из
Глупова в Умнов дорога лежит через Буянов,
а не через манную кашу», — писал Салтыков-Щедрин,
намекая на то, что единственный выход он
видит в борьбе. Однако дорога эта представлялась
далекой и опасной, потому роман приобретает
трагические тона. В
романе «История одного города» Салтыков-Щедрин
сурово осуждает рабство во всех его проявлениях.
Мир, описанный в романе, исключал
добродушный и беззлобный юмор, кого бы
он ни касался, даже народа: «Если он
производит Боро-давкиных и Угрюм-Бурчеевых,
то о сочувствии не может быть и речи;
если он выказывает стремление выйти из
состояния бессознательности, тогда
сочувствие к нему является вполне
законным, но мера этого сочувствия все-таки
обусловливается мерою усилий, делаемых
народом по пути к сознательности», —
писал Салтыков-Щедрин. Прямое назначение сатиры — борьба с общественными пороками; но не с частными событиями и недостатками отдельных людей, а с типическими явлениями действительности. Салтыков-Щедрин призывал своих современников воспитывать в себе идеалы будущего, «ибо это своего рода солнечные лучи, без оживляющего действия которых земной шар обратился бы в камень». Сатира Салтыкова-Щедрина вызывала и вызывает презрение ко всяким проявлениям рабской трусости, лицемерия, приспособленчества, бюрократизма. Писатель надеется, что в жизни и в человеке восторжествуют такие прекрасные качества, как достоинство, свобода, правда. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Copyright (c) Parny 2003 |