BOY21.NAROD.RU |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
:: М.Е. Салтыков-Щедрин :: Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина М.
Е. Салтыков-Щедрин — один из величайших
сатириков мира. Всю свою жизнь он
бичевал самодержавие, крепостничество,
а после реформы 1861 г. — пережитки
крепостного права, оставшиеся в быту, в
психологии людей. Сатира Щедрина
направлена не только против помещиков,
но и против новых угнетателей народа,
которым аграрная реформа царизма
развязала руки, — капиталистов.
Великий писатель разоблачает и либералов,
отвлекающих народ от борьбы. Сатирик
критиковал не только деспотизм и эгоизм
угнетателей трудового народа, но и покорность
самих угнетаемых, их долготерпение, рабскую
психологию. Творчество
Щедрина связано с традициями его
гениальных предшественников: Пушкина («История
села Горюхина»), Гоголя («Мертвые души»).
Но сатира Щедрина более острая и
беспощадная. Во
всем блеске раскрылся талант Щедрина-обличителя
в его сказках. Писателя всегда привлекали
народные сказки. Кроме того, этот жанр позволял
скрыть истинный смысл произведения от
цензуры. В
сказках Щедрин раскрывает тему
эксплуатации, дает уничтожающую
критику дворян, чиновников — всех тех,
кто живет народным трудом. В
«Повести о том, как один мужик двух генералов
прокормил» Щедрин изображает двух бывших
крупных чиновников, попавших на остров.
Это генералы-дармоеды, не принесшие
никакой пользы государству, всю жизнь
прослужившие в регистратуре, которую
затем упразднили «за ненадобностью».
Щедрин разоблачает их паразитизм.
Генералы ни на что не способны, ничего не
умеют делать, воображают, что «булки в
том самом виде родятся, как нам их утром
к кофею подают». Они чуть не съедают друг
друга, хотя кругом масса плодов, рыбы,
дичи. Они умерли бы с голоду, если бы
рядом не оказался мужик. Нисколько не
сомневаясь в своем праве эксплуатировать
чужой труд, генералы заставляют мужика
на них работать. И вот опять генералы
сыты, к ним возвращается прежняя
самоуверенность и самодовольство. «Вот
как оно хорошо быть генералами — нигде
не пропадешь!» — думают они. В Петербурге
генералы «денег загребли», а мужику
выслали «рюмку водки да пяток серебра:
веселись, мужичина!». Сочувствуя
угнетенному народу, Щедрин выступил
против самодержавия и его слуг. Царя, министров
и губернаторов высмеивает сказка «Медведь
на воеводстве». В ней показаны трое
Топтыгиных, последовательно сменявших
друг друга на воеводстве, куда они были
посланы львом, чтобы «усмирить
внутренних супостатов». Первые два
Топтыгина занимались разного рода «злодействами»:
один — мелкими, «срамными» («чижика съел»),
другой — крупными, «блестящими» (задрал
у крестьянина лошадь, корову, свинью и
пару овец, но сбежались мужики и убили
его). Топтыгин 3-й не жаждал «кровопролитиев».
Наученный опытом истории, он действовал
осторожно и повел либеральную политику.
Многие годы получал от тружеников
поросят, кур, мед, но в конце концов
лопнуло терпение мужиков, и они
расправились с «воеводой». Это уже
стихийный взрыв недовольства крестьян
против угнетателей. Щедрин показывает,
что причина бедствий народных не только
в злоупотреблении властью, но в самом
характере самодержавной системы. А это
значит, что спасение народа — в
свержении царизма. Такова основная идея
сказки. В
сказке «Орел-меценат» Щедрин
разоблачает деятельность самодержавия
в области просвещения. Орел — царь птиц
— решил «завести» при дворе науки и
искусства. Однако орлу вскоре надоело
разыгрывать роль мецената: он уничтожил
соловья-поэта, надел кандалы на ученого
дятла и заточил его в дупло, разорил
ворон. Начались «розыски, следствия,
судбища», наступил «мрак невежества».
Писатель показал в этой сказке несовместимость
царизма с наукой, просвещением и
искусством, сделал вывод о том, что «орлы
для просвещения вредны». В
сказке «Либерал» праздно болтающий о «свободе,
обеспеченности и самодеятельности» либерал-интеллигент
никогда и ничего не требовал настойчиво,
а «всегда только по возможности». Когда
же «сведущие люди» объявили его тактику
«по возможности» крамолой, он стал
добиваться «хоть чего-нибудь». Однако «сведущие
люди» сочли и это широкой программой,
тогда либерал стал действовать «применительно
к подлости». Так метко сатирик изобразил
либералов 80-х годов, предавших интересы
народа. Щедрин
высмеивает и обывателей. Этой теме
посвящена сказка о премудром пискаре.
Пискарь всю жизнь думал о том, как бы его
не съела щука, поэтому сто лет просидел в
своей конуре, подальше от опасности.
Пискарь «жил — дрожал, и умирал —
дрожал». А умирая, подумал: чего же ради
всю жизнь он дрожал и прятался? «Какие
были у него радости? Кого он утешил?.. Кто
об его существовании вспомнит?» «Неправильно
полагают те, кои думают, что лишь те
пискари могут считаться достойными
гражданами, кои, обезумев от страха,
сидят в норах и дрожат. Нет, это не
граждане, а по меньшей мере бесполезные
пискари. Никому от них ни тепло, ни
холодно... живут, даром место занимают»,
— обращается автор к читателю. В
сказке «Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин
критикует утопистов, оторванных от
реальной действительности. Карась
мечтает, чтобы «рыбы любили друг друга»,
чтобы богатые и сильные не притесняли
бедных и слабых. Он надеется убедить
хищницу-щуку, призывает ее к
справедливости и добродетели, а щука в
ответ его съедает. Щедрин говорит о том,
что не словами, а решительными делами
можно достичь результата. Разнообразны
у писателя и образы представителей
народа. Так, мужик из сказки о двух генералах
сообразителен, у него золотые руки: он и
силок смастерил «из собственных волос»,
и чудо-корабль построил. Образ Коняги из
одноименной сказки — символ
порабощенного народа. Генералы,
помещики, буржуазия, купцы, как «пустоплясы»,
говорят о своей любви к народу, восхищаются
его трудолюбием, а на деле живут чужим
трудом. Сытые «пустоплясы» в духе идей
славянофилов и либералов рассуждают о
причинах бессмертия Коняги. Один
предполагает, что Коняга силен тем, что в
нем от постоянной работы «здравого
смысла много накопилось», другой видит в
Коняге «жизнь духа и дух жизни», третий
утверждает, что Коняге «труд дает...
душевное равновесие», четвертый, что
просто Коняга привык к участи своей и
нуждается только в кнуте. Коняга
работает, «пустоплясы» покрикивают: «Н-но,
каторжный, н-но!» Писателю
горько, что русское крестьянство своими
руками вьет веревку, которую угнетатели
накинули ему на шею. Щедрин призывает
народ задуматься над своей судьбой,
сбросить гнет. Свою
манеру писать Салтыков-Щедрин называет
«эзоповой», то есть иносказательной.
Каждая сказка имеет подтекст. Часто
Щедрин говорит намеками. В сказке о
верном Трезоре купец Воротилов, чтобы
проверить бдительность пса, наряжается
вором. Тут Щедрин замечает: «Удивительно,
как к нему этот костюм шел1» И этого
достаточно, чтобы представить себе,
каким путем купец нажил свое богатство.
А чего стоит одна его фамилия:
Воротилов! Вообще имя персонажа часто
имеет идейную нагрузку (например.
Пустопляс). В
сказках Щедрина действуют и условные комические
персонажи (генералы), и образы-символы
животных. Героев-людей автор ставит в необычное
положение, тем самым «развязывает им
руки и язык». В других сказках писатель
изображает животных, которым придает
черты людей, принадлежащих к
определенным социальным группам. Щедрин
использует традиционные образы-символы:
трусливого зайца, свирепого волка,
хищной щуки, которые в его сказках даются
в народной трактовке. Он создает и новые
обобщающие образы-аллегории (карась-идеалист,
премудрый пискарь). Своеобразие
сказок Щедрина еще и в том, что в них
реальное переплетается с
фантастическим. На сказочном острове
генералы находят известную газету «Московские
ведомости». От необыкновенного острова
недалеко до Петербурга, до Большой
Подьяческой. В жизнь сказочных рыб и
зверей писатель вводит детали из жизни
людей: пискарь «жалования не получает и
прислуги не держит»,
мечтает выиграть двести тысяч. Излюбленными приемами Салтыкова-Щедрина являются гипербола, гротеск. И ловкость мужика, и невежество генералов чрезвычайно преувеличены. Умелый мужик варит суп в пригоршне. Глупые генералы не знают, что булки из муки пекут. Голодный генерал проглатывает орден своего приятеля. В
сказках нет ни одной случайной
подробности, ни одного лишнего слова. С
голоду генералы «в одно мгновенье ока»
озверели и с рычанием кинулись друг на
друга. Такое быстрое одичанье неудивительно:
ведь в генералах не было ничего человеческого. Характеры
персонажей раскрываются не только в их
поступках, но и в словах. Речь генералов
отличает скудость мысли: они обсуждают
то причины захода солнца, то
вавилонское столпотворение. Карась-идеалист
«разглагольствовал, ораторствовал,
восклицал». В его монологах масса
книжных слов: «Тьма — совершившийся
факт, а свет — чаемое будущее... Не будь
этого воистину зиждущего фактора жизни,
не было бы и истории... История — это
повесть освобождения...» Язык скептика-ерша
насыщен совсем другими выражениями: «Дожидайся!..
Держи карман!.. Прах тебя побери!»
Издеваясь над бессодержательностью «Московских
ведомостей», Щедрин дает примеры
заметок и подчеркивает пустоту
сообщений, отсутствие смысла в них («...в
осетре был опознан частный пристав Б»). Писатель
обращает внимание на смешные стороны
изображаемого, в сказках много комичных
ситуаций. Достаточно вспомнить, что
генералы были в ночных рубашках, а на
шеях у них висело по ордену. Сказки
Щедрина тесно связаны с народным
творчеством. Это проявилось и в создании
традиционных сказочных образов
животных, и в использовании сказочных
зачинов («жил-был пискарь»), поговорок («мед-пиво
пил, по усам текло, а в рот не попало», «ни
в сказке сказать, ни пером описать»).
Сюжет «Коняги» непосредственно связан
с пословицей: «Рабочий конь на соломе,
пустопляс на овсе». Наряду с такими
выражениями мы встречаем книжные слова,
совсем не характерные для народных
сказок: «жизнью жуировать», «пискарь...
жизненный процесс завершает». Этим
писатель подчеркивает иносказательный
смысл произведений. «Сказки» Щедрина — это великолепный художественный памятник минувшей эпохи, пример осуждения всех форм социального зла во имя добра, красоты, равноправия и справедливости. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Copyright (c) Parny 2003 |