BOY21.NAROD.RU |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
:: А.П. Чехов ::
Дядя Ваня Ночь. Серебряков плохо себя чувствует, капризничает, не даёт спать Елене и Соне, которые по очереди дежурят возле него. Серебряков попрекает Елену ее заботой, брюзжит, надоедает ей обещаниями вскоре умереть, требует еще большего внимания: "Всю жизнь работать для науки, привыкнуть к своему ка бинету, к аудитории, к почтенным товарищам и вдруг, ни с того, ни с сего, очутиться в этом склепе, каждый день видеть тут глупых людей, слушать ничтожные разговоры... Я хочу жить, я люблю успех, известность, шум, а тут как в ссылке". Марина приходит сменить Елену и Соню. Вопшщкий улучает минуту, чтобы оказаться наедине с Еленой и вновь принимается говорить о своих чувствах. Елена жалуется: "Неблагополучно в этом доме. Ваша мать ненавидит все, кроме своих брошюр и профессора; профессор раздражен, мне не верит, вас боится; Соня злится на отца, злится на меня и не говорит со мной вот уже две недели; вы ненавидите мужа и открыто презираете свою мать; я раздражена и сегодня раз двадцать принималась плакать..." Елене Войницкий противен, она уходит, а он принимается сокрушаться, почему не женился на ней сам, а предпочел носиться с Себряковым, как с писаной торбой, и забывать себя ради его науки. Вошедший Астров замечает, что Елена и впрямь роскошная женщина. Он пьян; он сознается, что только в пьяном виде он понастоящему чувствует себя человеком делает сложнейшие операции, рисует планы будущего, верит, что приносит человечеству пользу. Соня умоляет Астрова больше не пить. Астров говорит, что в доме Серебряковых можно задохнуться настолько воздух там пропитан взаимной ненавистью и праздностью. Даже для Елены Астров не находит оправданий: "В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли... Она прекрасна, спора нет, но.... ведь она только ест, спит, гуляет, чарует нас всех своею красотой и больше ничего. У нее нет никаких обязанностей, на нее работают другие... А праздная жизнь не может быть чистою". Соня говорит Астрову один комплимент за другим, намекает на свое чувство к нему. Астров как бы не понимает, о чем o речь. Между прочим, он замечает, что Еленой он мог бы увлечься, потому что она очень красива. Соня знает, что, хотя у нее много других достоинств (доброта, великодушие), она не может завоевать любовь Астрова, потому что внешне непривлекательна. Елена предлагает Соне помириться, уверяет, что вышла за Серебрякова по любви, но не рассчитала свои силы и очень устала от капризов и брюзжания вечно недовольного старика. Он даже не разрешает ей играть па фортепиано под предлогом своего плохого самочувствия, невзирая на то, что Елена закончила консерваторию и музыка ее профессия. Соня просит Елену побеседовать с Астровым и узнать, может ли она, Соня, рассчитывать на взаимность. Елена и без беседы знает ответ, но соглашается выполнить просьбу падчерицы. Елена приглашает Астрова в комнату, просит показать ей карты, составленные им, мало что понимает из страстного монолога доктора, ратующего за разумное и бережное отношение к природе, бранящего людей за то, что они не умеют распорядиться достижениями прогресса. "Да, я понимаю, если бы на месте этих истребленных лесов легли шоссе, железные дороги, если бы тут были заводы, фабрики, школы, народ стал бы здоровее, богаче, умнее, но ведь тут ничего подобного! В уезде те же болота, комары, то же бездорожье, нищета, тиф, дифтерит, пожары... Тут мы имеем дело с вырождением вследствие непосильной борьбы за существование; это вырождение от косности, от невежества, от полнейшего отсутствия самосознания, когда озябший, голодный, больной человек, чтобы спасти остатки жизни, чтобы сберечь своих детей, инстинктивно, бессознательно хватается за все, чем только можно утолить голод, согреться, разрушает все, не думая о завтрашнем дне... Разрушено уже почти все, но взамен не создано еще ничего". Елена неумело переводит разговор на Соню и, убедившись в том, что Астров не питает к той никаких чувств, просит его перестать без необходимости бывать в доме. Астров же называет Елену "милой хищницей", решает, что разговор затеян для того, чтобы подразнить его. Он понимает, что начал чересчур часто бывать у Серебряковых изза Елены. Несмотря на клятвы Елены в том, что у нее и в мыслях не было ничего подобного, Астров назначает ей свидание и целует. В это время входит Войницкий. Астров исчезает, а Елена объявляет, что уезжает из имения прочь и требует, чтобы Войницкий уговорил Серебрякова согласиться на немедленный отъезд. Профессор собирает всех в одной комнате и объявляет, что намерен продать имение, потому что жить в деревне он не может, а средств на жизнь в городе ему не хватает. Серебряков просит совета домашних, ссылаясь на свою непрактичность. Он предлагает купить небольшую дачу в Финляндии, а деньги от продажи имения поместить в процентные бумаги. Войницкий выходит из себя. Он интересуется, куда деваться ему вместе со старой матерью и Соней; припоминает Серебрякову, сколько он работал на него без прибавки жалованья, не смея потратить лишнюю копейку на себя. Наконец, Войницкий говорит, что на самом деле имение принадлежит Соне, которой оно досталось по завещанию матери, а стало быть именно Соня и должна решить, как поступить с имением. Мария Васильевна требует, чтобы Войницкий не противоречил Серебрякову, который, конечно же, лучше всех знает, как поступить. Но Войницкий не унимается: в свое время он отказался от своей части наследства в пользу сестры, первой жены Серебрякова, сам титаническими усилиями вывел имение из долгов, наладил хозяйство. Он заявляет, что Серебряков ноль в науке, что он погубил жизнь Войницкого, из которого "мог бы выйти Шопенгауэр, Достоевский". Все уговаривают Войннцкого не ссориться с профессором. Войницкий кидается в соседнюю комнату, хватает пистолет. Соня на коленях умоляет отца помириться с Войницкпм, потому что практически все из сказанного "дядей Ваней" правда. Серебряков идет к Войницкому, тот дважды стреляет в него, но промахивается. Елене дурно, он умоляет увезти ее немедленно из дома. [1] [2] [3] |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Copyright (c) Parny 2003 |