BOY21.NAROD.RU |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
:: А.И.
Солженицын :: Годы войны и лагеря освободили Нержина от догм марксизма, и свои сомнения он считает "добросовестностью познания". Нравственность для Нержина мерило всего: ценности человека, науки, прогресса. Он не признает прогресса в виде развития техники и материального избытка, прогресс для него "всеобщая готовность делиться недостающим", а основа мироздания справедливость. Прогресс в виде атомной бомбы он считает бедой. Потому и старается остановить Рубина, увлекшегося идеей по голосу найти того человека, который пытался предотвратить появление атомной бомбы в России: "Слушай, а зачем всетаки Советскому Союзу атомная бомба? Этот парень рассудил не так глупо". Ведь атомная бомба орудие порабощения, и если Советский Союз завладеет бомбой, им никогда не освободиться от тирании. И сам Нержин совершает поступок отказывается делать работу, которую считает безнравственной. В финале романа его уводят на этап. Нержина мучит вопрос: может, и правда справедлив принцип невмешательства, непротивления злу? "Волкодав прав, людоед нет", отвечает ему дворник Спиридон, по мнению которого противодействие оправдано, но в определенных границах, когда оно само не становится злом. И тут естественно возникает вопрос о цели и средствах. "Цели общества не должны быть материальны", но и при том "не результат важен... А дух! Не что сделано а как. Не что достигнуто а какой ценой". С лагерным начальством Нержин боролся за справедливость только с помощью закона. Это позиция Нержина, которой он старается неуклонно следовать, и позиция автора. Рубин Лев Григорьевич заключенный, филолог, друг и оппонент Нержина в спорах. Прототипом для этого образа послужил филологгерманист Лев Копелев, автор книги "Хранить вечно". Рубин внешне человек несколько неопрятный: пуговица оторвана, пояс на форменном комбинезоне расслаблен. Но глаза живые, черные и черная, жесткая, курчавая борода. Неутомимый спорщик, выдумщик, Рубин эмоционален, ироничен, вспыльчив. На фронте был майором "отдела по разложению войск противника" выуживал из лагерей военнопленных немцев, которые не хотели оставаться за колючей проволокой, беседовал с ними, агитировал, затем когото пропускал через фронт со взрывчаткой, когото с "уговорными" текстами, а с кемто и сам переходил через линию фронта. Арестовали его за агитацию против лозунга "Кровь за кровь, смерть за смерть". Рубин интеллектуал, энциклопедически образованный человек, знает несколько языков, обладает блестящей памятью. Написал в шарашке капитальный труд "Русская речь в восприятии слухосинтетическом и электроакустическом", вчерне подготовил "Проект о создании п^ажданских храмов". В шарашке почти у всех пользуется любовью и уважением, особенно за самые невероятные выдумки, которые разнообразят жизнь зэков: сочиняет пародию на "Ворону и лисицу", полную лагерных терминов, устраивает показательный суд над князем Игорем со всеми присущими советскому суду атрибутами. Убежденный марксист, Рубин умудряется отделять тех, кто его посадил, от идеи, считает, что существует только два мира, две системы социализм и капитализм, третьего не дано, поэтому выбор неизбежен. Рубин служит социализму. Он рад и горд, когда ему предлагают распознать по голосу "шпиона", передавшего в Америку атомную бомбу (на самом деле предупредившего американцев, что их бомба может быть уворована русскими). Увещевания Нержина насчет того, что, опознав "шпиона", он работает на тех, кто устроил ГУЛаг, не помогают. С образом Рубина в романе связана тема нравственности ученого. Руська (Ростислав Вадимович Доронин) самый молодой зэк на шарашке. Красавец с пышной шевелюрой и веселым, плутоватым, располагающим лицом. Попал на Лубянку, едва поступив в Московский университет, по подозрению в шпионаже в деревне удил рыбу с американцами из посольства, снявшими там дачу. Внезапно выпустили как он потом понял для слежки, как подсадную утку. Скрывался, был два года в розыске, научился подделывать паспорта, взяли вторично, когда снова поступил в университет, только Ленинградский, и присудили двадцать пять лет, отправили в Воркуту. На шарашку привезли по учетной карточке значился фрезеровщиком. Начитанный (цитирует Чехова, Томаса Мора, Добролюбова и т. д.), думающий. Хочет учиться, жить честно, но только как все, если ни у кого не будет привилегий. В шарашке его тоже принуждают стучать, и он соглашается. Вопервых, потому, что томится от бездеятельности в шарашкинском уюте, а вовторых, чтобы приносить пользу зэкам то есть он будет изнутри разоблачать стукачей и подавать в оперчасть те сведения, которые захотят передать сами заключенные. И он действительно разоблачает местных стукачей, за что его увозят с шарашки. Судьбой Русьюi автор продолжает спор о целях и средствах нельзя идти к праведной цели неправедными путями. [1] [2] [3] [4] |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Copyright (c) Parny 2003 |