:: А.И.
Куприн ::
Поединок
Ромашов долго стоит перед домом
Николаевых, с любовью глядя через окно на
Шурочку, сидящую за рукоделием. Войдя, он
понимает, что его совсем не ждали, но
вынуждены будут терпеть. Николаев не
отрывается от занятий (по настоянию жены
он готовится к экзамену в академию).
Шурочка говорит, что ни за что на "
свете она не согласна проводить жизнь в
заброшенном городке среди пошлости,
мещанского благополучия, сплетен и
интриг. Ей нужны большое общество,
поклонники, умные собеседники. Путь в это
блестящее общество лежит через академию
и генеральный штаб, поэтому она тратит
уйму времени, чтобы заниматься со своим
мужем подготовкой к экзамену, который он
уже дважды проваливал. От полноты чувств
и сознания приносимой жертвы Шурочка
принимается плакать, но быстро
успокаивается и переводит разговор на
тему офицерских поединков. По мнению
Шурочки, поединок — это и бойня, и
буффонада, и лицемерие. Она полагает, что
представления об офицерской чести у
русских искажены, и именно поэтому им
необходимы поединки: «тогда само собой
выведется амикошонство, фамильярное
зубоскальство в собрании, при прислуге...
взаимное сквернословие, пускание друг
другу в голову графинов, с целью все-таки
не попасть, а промахнуться... У офицера
каждое слово должно быть взвешено. Офицер
— это образец корректности. И потом, что
за нежности: боязнь выстрела! Ваша
профессия рисковать жизнью». Среди
прочих офицеров полка Шурочка особенно
неодобрительно отзывается о Назанском, «беспросыпном
пьянице», за столом укоряет и Ромашова за
пристрастие к водке. После обеда Николаев
без лишних церемоний объявляет, что идет
спать, и Ромашов уныло откланивается.
Выйдя на крыльцо, Ромашов слышит, как
денщик Николаева сердито и раздраженно
разговаривает с товарищем о частых
визитах Ромашова. Обиженный подпоручик
решает «назло» Шурочке навестить
Назанского. У Казанского запой, он на
месяц уволен в отпуск. Казанский
рассказывает Ромашову, что, будучи пьяным,
он чувствует себя вполне свободным, а
память его становится «музеем редких
откровений». Тогда Назанский много
размышляет — «о лицах, о встречах, о
характерах, о книгах, о женщинах». Вспо.
миная о недавнем визите штабс-капитана
Дица и его рассуждениях о женщинах,
Назанский говорит, что мужское
молодечество и хвастливое презрение к
женщине ведут лишь к холодности,
отвращению и брезгливости. Однако, по
мнению Казанского, «любовь имеет свои
вершины, доступные лишь единицам из
миллионов». В молодости Назанский даже
мечтал влюбиться «в недосягаемую,
необыкновенную женщину» на всю жизнь и
посвятить ей всего себя. Он рассказывает
Ромашову о своей любви к такой
необыкновенной женщине, к которой он до
сих пор питает чувство, хотя в прошлом
между ними не было романа в полном смысле
этого слова: они расстались, потому что
Назанский не смог ничего достичь, не смог
даже отказаться от спиртного, как того
требовала его возлюбленная. Он читает
товарищу ее единственное письмо, и
Ромашов узнает почерк Александры
Петровны. Ромашов понимает, почему
Шурочка так часто нелестно отзывается о
Казанском, и уходит. Дома он получает
второе письмо от Раисы с обещаниями
страшной мести и намеками на «роман»
Ромашова с Николаевой. Ромашов
забывается, видит себя во сне радостным и
беззаботным мальчиком, только где-то
далеко существуют мир захолустного
городка, казармы, пьянство, противная
любовная связь, тоска и одиночество.
Среди ночи Ромашов просыпается на
подушке, мокрой от слез. Ромашов
находится под домашним арестом, не смея
выйти в город. Он вспоминает, как мать
наказывала его в детстве, привязывая за
ногу к кровати ниткой. Почему-то эта нитка
оказывала на него магическое воздействие,
и он не смел оборвать ее и пойти погулять.
Теперешнее свое состояние Ромашов
сравнивает с той почти невидимой ниткой,
которая удерживала его от потакания
своим естественным желаниям. Ромашов
рассуждает сам с собой о своем «Я»,
приходит к мысли, что только оно и важно в
жизни: ведь понятия родины, долга, чести,
любви бессмысленны и отвлеченны, когда
они не прочувствованы конкретным
человеком. Гайнан угощает Ромашова, у
которого давно кончился кредит,
папиросами, купленными на свои жалкие
копейки, и тот впервые задумывается, что к
солдату нельзя относиться, как к машине
для выполнения военных приказов, что он
должен понять их «Я», узнать о своих
подчиненных как можно больше. Ему
приходит в голову мысль оставить службу,
т. к. законы офицерской жизни слишком
чужды ему. Мимо окна проходит Шурочка,
зовет его, и Ромашов изо всех сил дергает
зимнюю раму и открывает окно. Шурочка
просит Ромашова заходить к ней чаще, т. к.
считает его своим единственным другом.
Подошедший муж поспешно отводит ее от
окна арестованного.
За Ромашовым приезжает адъютант
Шульговича, везет арестованного к
полковнику. Тот строго выговаривает
Ромашову, среди прочего припоминает, как
год назад тот ездил в отпуск якобы по
болезни матери. От ненависти Ромашову
становится дурно, и он теряет сознание.
Шульгович приводит его в себя и уже
совсем другим тоном приглашает остаться
на обед. Вернувшись домой, Ромашов
застает Гайнана, молящегося в чулане
перед бюстом Пушкина. Ромашов решает, что
больше не станет заставлять денщика
выполнять всю работу по дому и научится
сам одеваться и раздеваться. Вечером
Ромашов не идет в собрание, а остается
дома писать повесть под названием «Последний
роковой дебют», третью по счету и такую же
бездарную, как и две предыдущие.
[1] [2]
[3] [4]
|