:: А.И.
Куприн ::
Поединок
Николаев требует от Ромашова
перестать бывать в его доме. Он и его жена
ежедневно получают анонимные письма,
порочащие репутацию Александры Петровны.
Ромашов отправляется в собрание, но еще
из-за двери слышит, как офицеры обсуждают
его сегодняшний провал, а капитан Слива
прямо заявляет, что из Ромашова никогда
не получится офицера — «так, междометие
какое-то». Ромашов выбегает на улицу,
долго кружит по городу, упиваясь мечтами
о том, как он покончит с собой и все будут
жалеть о его безвременной кончине.
Ромашов обращается к богу, упрекая того,
что он отвернулся от него. В этот момент
Ромашов видит, как серая фигура
направляется к железнодорожным путям.
Ромашов узнает Хлебникова, понимает, что
солдат тоже задумал свести счеты с жизнью.
Подпоручик останавливает Хлебникова,
ласково разговаривает с ним, утешает его,
называет братом. Солдат жалу, ется на
жестокое обращение товарищей,
вымогательство взводного, плохое
здоровье, плачет, уткнувшись Ромашову в
колени. Ромашов впервые задумывается о
судьбах тысяч таких Хлебниковых, которых
он никогда раньше не считал
самостоятельными личностями, не помнил
лиц своих солдат, не интересовался жизнью
и проблемами подчиненных.
«С этой ночи в Ромашове произошел
глубокий душевный надлом». Он избегает
офицерского общества, зато часто
приглашает к себе Хлебникова, начинает
немного покровительствовать ему (устраивает
солдату маленький дополнительный
заработок). Ромашов решает уйти в запас,
как только пройдут три обязательных года
службы. Он впервые задумывается о
штатских профессиях, о недостойном
отношении военных к невоенным, о трех «гордых
призваниях человека — науке, искусстве и
свободном физическом труде».
Один из солдат капитана Осадчего
кончает жизнь самоубийством. Осадчий и
другие офицеры начинают помногу пить в
собрании. В один из вечеров Ромашов
оказывается в такой пьяной компании.
Офицеры едут сначала в собрание, затем в
публичный дом. Туда же приезжают двое
штатских, которых офицеры грубо
выталкивают вон. Бек-Агамалов
выхватывает шашку, кричит: «Зарублю!», —
бьет посуду, зеркала. Ромашову удается
остановить его, за что Бек чувствует
огромную признательность к товарищу.
Офицеры вновь едут в собрание. Осадчий и
Веткин поют отходную солдату-самоубийце.
Ромашов кричит, что не позволит
издеваться над покойником. Поднимается
крик, к Ромашову подскакивает Николаев,
обвиняет его и Казанского в том, что они
позорят полк, грозит избить Ромашова. Бек
пытается оттащить Ромашова в сторону, но
безуспешно. Ромашов выплескивает на
Николаева остатки пива из своего стакана.
Суд общества офицеров полка
постановляет, что между Ромашовым и
Николаевым должен состояться поединок.
На суде ни один из противников не
упоминает имени Шурочки, из-за которой в
конечном итоге им и предстоит стреляться.
Ромашов навещает Казанского. Тот
сильно пьян. Казанский говорит, что обида
Ромашова на Николаева пройдет, но если он
убьет человека, то уже никогда не забудет
и не простит себе этого. Ромашов и
Казанский едут кататься на лодке.
Казанский делится с товарищем своими
мыслями об армии, о* смысле жизни, о
будущем, сравнивает развал в армии с
упадком монашества, говорит о новом
времени «разочарований и страшной
переоценки»: «Если рабство длилось века,
то распадение его будет ужасно...
индюшачьего презрения к свободе
человеческого духа нам не простят — во
веки веков... Настанет время, и великая
вера в свое «Я» осенит, как огненные языки
святого духа, головы всех людей, и тогда
уже не будет ни рабов, ни господ, ни калек,
ни жалости, ни пороков, ни злобы, ни
зависти... есть только одно непреложное,
прекрасное и незаменимое — свободная
душа, а с нею творческая мысль и веселая
жажда жизни». Назанский уговаривает
Ромашова уходить в отставку, и тогда, «на
воле» он познает, насколько прекрасна и
разнообразна жизнь.
Ромашов возвращается домой и
обнаруживает там Шурочку. Она повторяет
ему, что не любит мужа, но связывает с его
карьерой свое будущее. Шурочка
уговаривает Ромашова стреляться с
Николаевым, но уверяет, что никто не будет
ранен — это она берет на себя. Перед
разлукой она отдается своему любимому.
В эпилоге к повести приводится протокол
дуэли, из которого следует, что Ромашов
был смертельно ранен Николаевым (который,
видимо, понял, где находилась предыдущей
ночью его жена, и все же зарядил свой
пистолет) и сразу же после дуэли
скончался.
[1] [2]
[3] [4]
|