BOY21.NAROD.RU |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
:: А.С. Пушкин :: Руслан и Людмила Князь Владимир пирует с гостями по случаю свадьбы своей дочери Людмилы, которая выходит за князя Руслана. Приводится описание пира. И сразу же возникает лирическое отступление о пирах "вообще", которое рассказчик, "увлекшись", приводит слушателям: Не скоро ели предки наши, Не скоро двигались кругом Ковши, серебряные чаши С кипящим пивом и вином. Они веселье в сердце лили, Шипела пена по краям, Их важно чашники носили И низко кланялись гостям... Далее следует описание вполне в романтической традиции: Слилися речи в шум невнятный; Жужжит гостей веселый круг; Но вдруг раздался глас приятный И звонких гуслей беглый звук; Все смолкли, слушают Баяна: И славит сладостный певец Людмилупрелесть и Руслана И Лелем свитый им венец. Однако романтический антураж улетучивается, едва разговор заходит о главном герое: Но, страстью пылкой утомленный, Не ест, не пьет Руслан влюбленный; На друга милого глядит, Вздыхает, сердится, горит И, щипля ус от нетерпенья, Считает каждые мгновенья... Таким образом, весь пир приобретает комический оттенок, преподносясь своего рода ненужной обязанностью, лишь оттягивающей сладостные мгновения первой брачной ночи. У Руслана имеются три соперника, также претендующие на руку Людмилы и теперь пребывающие в унынии и вынашивающие планы мести: это Рогдай, "воитель смелый, мечом раздвинувший пределы богатых киевских полей"; другой "Фарлаф, крикун надменный, в пирах никем не побежденный, но воин скромный средь мечей" ("Фарлаф" созвучно шекспировскому "Фальстаф"); и последний "полный страстной думы, младой хазарский хан Ратмир" ("Ратмир" встречавшееся в русской истории имя у Александра Невского был оруженосец с таким именем, погибший в одной из битв). Но, наконец, близится окончание пира: Смешались шумными толпами, ; И все глядят на молодых: Невеста очи опустила, Как будто сердцем приуныла, И светел радостный жених. Жених в восторге, в упоенье: Ласкает он в воображеньи Стыдливой девы красоту,.. Пародийность повествования возрастает. Герой произведения испытывает вполне земные и не слишком возвышенные чувства, понятные каждому смертному (что совершенно несвойственно романтическому герою). И вот невесту молодую Ведут на брачную постель; Огни погасли... и ночную Лампаду зажигает Лель. Свершились милые надежды, Любви готовятся дары; Падут ревнивые одежды На цареградские ковры... Вы слышите ль влюбленный шепот, И поцелуев сладкий звук, И прерывающийся ропот Последней робости?... Супруг Восторги чувствует заране; И вот они настали... Внезапно появляющаяся "темная сила" смешивает все вокруг, налетает смерч и проносится дальше. "Романтический" герой оказывается в нелепом и смешном положении. [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Copyright (c) Parny 2003 |