:: Л.Н.
Толстой ::
Война
и мир
Пока у Ростовых идет праздник, с графом
Безуховым случается шестой удар. К нему
приехал даже сам главнокомандующий
Москвы и пробыл около получаса наедине с
больным. Доктор-немец утверждает, что
граф умрет сегодня ночью. Князь Василий
отправляется к своей племяннице, княжне
Катерине, и говорит, что необходимо
подумать об их будущем и о будущем
семейства самого князя Василия. Он
пытается выяснить, зачем граф требовал к
себе Пьера, вспоминает, что прошлой
зимой граф написал завещание, в котором
большую часть своего состояния оставлял
Пьеру. Княжна не верит, так как Пьер —
незаконный сын. Но князь Василий
возражает, что граф вполне мог написать
письмо государю с просьбой об
усыновлении Пьера — мало того, граф
такое письмо действительно написал, но
неизвестно, отправил или нет. Если
просьба удовлетворена, то Пьер является
единственным законным наследником
богатства, а остальные «претенденты» не
получат ничего. Княжна упрямо стоит на
своем и отказывается верить. Князь
Василий сообщает, что адвокат
подтверждает его сведения. Тогда княжна
начинает упрекать умирающего графа в
низости, черной неблагодарности и проч.,
обвиняет знакомых и в том числе Анну
Михайловну, что она наговорила гадостей
графу и он написал такое завещание. Тем
временем князь Василий узнает, что
завещание лежит в мозаиковом портфеле,
который старый граф держит ПФД подушкой.
В дом умирающего графа резухова
приезжают Пьер и Анна Михайловна.
Проходя мимо одной из комнат, они
случайно видят там князя Василия,
разговаривающего с княжной. Князь
Василий делает испуганное лицо, княжна
вскакивает и с шумом захлопывает дверь.
Пьер не понимает, что происходит, в
отличие от Анны Михайловны, которая,
похоже, ожидала чего-то подобного. Пьера
приглашают к умирающему отцу. В комнате
находятся три княжны, старшая из которых
с трудом сдерживает злобу. Графа собору,
ет священник. Свидание Пьера с отцом
длится не более двух минут: граф не в
силах говорить и, осознавая свою немощь,
пытается улыбнуться: Затем все выходят
из комнаты. Через некоторое время (когда
должны подать чай) Пьер замечает, что
Анна Михайловна не пускает старшую
княжну в покои графа, хотя та настойчиво
пытается туда проникнуть. Однако княжна
уже держит в руках мозаиковый портфель и
уверяет, что не знает, «что в той бумаге»,
которая находится в портфеле: «Знаю
только, что настоящее завещание у него в
бюро, а это забытая бумага». Но Анна
Михайловна хватается за портфель и не
дает княжне пройти. Обе женщины молча
пытаются вырвать портфель друг у друга.
Анна Михайловна подзывает Пьера, князь
Василий, который находится здесь же,
приходит в себя и велит княжне отпустить
портфель. Но та, не помня себя и
выкрикивая «Интриганка!», выхватывает
портфель у Друбецкой и пытается убежать.
Вошедшая средняя княжна вразумляет ее.
Анна Михайловна быстро поднимает
выпавший из рук старшей княжны портфель.
Им сообщают, что граф скончался. Старшая
княжна бросает Пьеру в лицо обвинение,
что он только этого и дожидался.
В Лысых Горах, в имейии князя Николая
Андреевича Болконского, ожидают приезда
молодого князя с княгиней. В имении
живут: сам князь Болконский (отец Андрея
Болконского) и его дочь Марья, сестра
Андрея. Старый князь лично занимался
воспитанием дочери и всю жизнь работал,
«что-то делал — то писал мемуары, то
разбирал выкладки из высшей математики,
то точил на станке табакерки, то работал
в саду...» Несмотря на то, что князь вышел
в отставку, сам губернатор время от
времени является к нему и дожидается «приемного
часа». Князь отличается резкостью
суждений и слывет жестким человеком. Он
занимается со своей дочерью геометрией,
при этом часто выходит из себя, швыряет
тетради, бранит свою ученицу. Княжна
Марья получает письмо от Жюли Карагиной,
в котором та описывает последние
новости: о приближающейся войне, о
Николае Ростове, который поступил в полк,
о смерти старого графа Безухова, который
все наследство оставил своему
незаконному сыну Пьеру, признанному,
впрочем, теперь законным. Таким образом,
Пьер оказывается владельцем огромного
состояния, едва ли не самого большого в
России, а стало быть, завидным женихом.
Жюли также сообщает подруге, что Анна
Михайловна, эта «всеобщая тетушка»,
пытается устроить брак Анатоля, сына
князя Василия, с Марьей, на которую пал
выбор потому, что «его хотят пристроить,
женив на богатой и знатной девице». В
ответном письме Марья пишет Жюли, что
она жалеет всех — и Пьера, и князя
Василия, который, по слухам, играл во
всей этой истории весьма неблаговидную
роль, отмечает, что ко всему следует
относиться по-христиански, брать пример
с божьих людей и проч.
Через некоторое время в имение
приезжает князь Андрей с ясеной. Женщины
обмениваются последними новостями, и
среди прочего Марья узнает, что Андрей
отправляется на войну. Старый князь даже
в честь приезда сына не меняет своего
распорядка дня — отводит для свидания с
Андреем определенные часы. Отец и сын
говорят о политике и предстоящей войне.
Князь Андрей ходит по имению, узнает
комнаты, в которых он вырос, знакомые с
детства вещи. За обедом разговор о
политике и о Наполеоне возобновляется.
Когда речь заходит о Суворове и князь
Андрей пытается усомниться в том, что
Суворов во всех сражениях проявлял свой
гений и талант полководца, его отец
выходит из себя и заявляет, что «никакой
Бонапарте» с Суворовым не сравнится.
Князь Андрей обращает внимание на то,
что у французов хорошая армия, отличные
солдаты, но тем не менее по порядку
разбирает все ошибки Наполеона. Отец
замечает, что он прекрасно понимает
политические перспективы и «сам ночей
не спит».
Вечером следующего дня князь Андрей
уезжает. Перед расставанием княжна
Марья заходит к брату и просит его быть
поласковее с женой, которая, по ее словам,
«совершенный ребенок, такой милый,
веселый ребенок». Она напоминает Андрею,
что его жена привыкла бывать в свете и
теперь ей тяжело будет остаться в
деревне без мужа и того общества, к
которому она привыкла. Марья замечает
также, что ей понравилась мадемуазель
Бурьен, приехавшая вместе с молодым
князем и его женой (их компаньонка).
Князь Андрей не разделяет мнения сестры.
Он говорит, что Марье, видимо, несладко
живется с отцом — у того всегда был
сложный характер. В особенности князь
Андрей не понимает отношения отца к
религии — отношения крайне негативного.
Марья отвечает, что пыталась повлиять на
отца — приводила в гости какого-то
монаха и проч. На прощание княжна Марья
дает брату старинный образок с
изображенным на нем «Спасителем с
черным ликом» и просит Андрея его
никогда не снимать — «его еще дедушка
носил во всех войнах». Хотя Андрей
относится к подаркам такого рода
скептически, но все же с благодарностью
принимает образок и Даже целует его.
Напоследок князь Андрей признается
сестре, что он несчастлив в семейной
жизни и что так же несчастлива его жена,
хотя ни ее, ни сам себя по отношению к ней
он не может упрекнуть ни в чем. Князь
Андрей прощается с отцом, тот хвалит
сына за то, что «за бабью юбку» не
держится: «Служба прежде всего». Андрей
просит отца послать в Москву за акушером,
когда у жены начнутся роды, сообщает, что
жена видела какой-то дурной сон и теперь
боится рожать. Отец во всем понимает
сына, понимает и то, что Андрей
несчастлив в браке, утешает его тем, что
«женщины все таковы», но обещает сделать
все, как подобает. Старый князь пишет
письмо Кутузову с просьбой назначать
Андрея «в хорошие места... и долго
адъютантом не держать» и отдает письмо
сыну. Затем старый Болконский говорит,
что скорее всего умрет раньше сына, и
просит после своей смерти передать «записки»
(мемуары) государю. Он отдает Андрею
ломбардный билет и письмо — «это премия
тому, кто напишет историю суворовских
войн». На прощание он наказывает сыну
вести себя «как подобает». Андрей просит
отца в случае своей гибели, «если
родится мальчик, не отпускать его от
себя и воспитать лично». Прощаясь с
Андреем, его жена падает без чувств.
Князь Андрей уезжает. Том
первый
[1] [2]
[3] [4]
[5] [6]
[7] [8]
[9]
Том второй
[1] [2]
[3] [4]
[5] [6]
[7] [8]
[9]
Том третий
[1] [2]
[3] [4]
[5] [6]
[7] [8]
[9] [10]
[11]
Том четвертый
[1] [2]
[3] [4]
[5] [6]
[7] [8]
Эпилог
[1] [2]
|