BOY21.NAROD.RU |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
:: Л.Н. Толстой :: Война и мир Часть третья
На этот раз Тихон оправдывается перед
Денисовым за то, что н доставил языка
живым, пытается обратить все в шутку.
Однако «когда прошел смех, овладевший им
при словах и улыбке Тихона* и Петя понял
на мгновение, что Тихон этот убил
человека, ему сделалось неловко». Петя
остается в отряде, он ужинает за одним
столом с офицерами, ест баранину и «находится
в восторженном детском состоянии нежной
любви ко всем людям и вследствие того
уверенности в такой же любви к себе
других людей». Он долго не решается, но
затем все же спрашивает Денисова, нельзя
ли позвать мальчика-француза, которого
партизаны некоторое время назад взяли в
плен. Денисов разрешает, и Петя
отправляется за француз-ским
барабанщиком (Винсентом). Казаки уже
переделали его имя на «Весенний», а
мужики и солдаты зовут его просто Весеня.
Один из гусар уверяет Петю, что они
покормили француза — «страсть, какой
голодный был». Его даже одевают в
русский кафтан. Петя приглашает юного
француза в дом и, глядя на него,
нащупывает в кармане деньги, пребывая в
сомнении, не стыдно ли будет дать их
барабанщику. Скоро приезжает Долохов,
Петя смотрит на него с восхищением: о
Долохове ходят самые фантастические
рассказы. Он необычайно храбр и жесток
по отношению к французам. Долохов
приглашает «господ офицеров»
прокатиться вместе с ним в лагерь
французов. У него с собой есть два
французских мундира. По словам Долохова,
он хочет подготовиться получше к
наступлению, т. к. «любит аккуратно дело
делать». Петя тут же вызывается ехать с
Долоховым и, несмотря на все уговоры
Денисова и других офицеров, стоит на
своем. Долохов видит Винсента и выражает
недоумение по поводу того, зачем Денисов
берет пленных: ведь их нужно кормить.
Денисов отвечает, что он отсылает
пленных в штаб армии. Долохов резонно
возражает: «Ты пошлешь их сто человек, а
придут тридцать. Помрут с голоду или
побьют. Так не все ли равно их не брать?»
Денисов соглашается, но добавляет: «Я на
свою душу взять не хочу... Ты говоришь —
помрут... Только бы не от меня». Долохов
смеется: «А ведь поймают — меня и тебя, с
твоим рыцарством, все равно на осинку».
Петя беседует с Долоховым, стремясь
доказать, что он уже взрослый и с его
мнением следует считаться. Облачившись
во французские мундиры, Долохов с Петей
отправляются в лагерь противника. Они
подъезжают к одному из костров,
разговаривают с солдатами по-французски.
Долохов ведет себя дерзко и бесстрашно,
начинает напрямую выспрашивать солдат
об их количестве, о местонахождении ров
и проч. Петя с ужасом каждую минуту ждет
разоблачения, этого не доходит. Оба
возвращаются в свой лагерь целыми и
невредимыми. Петя восторженно реагирует
на «подвиг» Долохова даже целуется с ним.
Денисов встречает Петю с
неудовольствием т. к. сам не спал, ожидая
его возвращения. Петя изо всех сил
Одражает «взрослым» гусарам и, в
частности, Долохову. Ростов идет к
одному из казаков и просит наточить ему
саблю, поскольку на следующий день она
ему понадобится в деле. «Я привык все
делать аккуратно», — добавляет Петя,
подражая Долохову. Все, что Петя видит
вокруг себя, кажется ему прекрасным сном.
Он сразу «попал во взрослую жизнь, и ему
все казалось возможным». На следующее
утро он просит Денисова поручить ему что-нибудь.
В ответ тот приказывает Пете слушаться
его и никуда не соваться. Раздается
сигнал к атаке, и в тот же миг Петя, забыв
о приказе Денисова, пускает свою лошадь
во весь опор. На полном скаку он влетает
в деревню, куда они ездили с Долоховым
накануне 'ночью. Пете очень хочется
отличиться, но ему это никак не удается.
За одним из плетней французы из засады
стреляют по казакам, которые толпятся у
ворот. Петя видит Долохова. Тот кричит
ему, что надо подождать пехоту. Вместо
этого Петя кричит: «Ура!» и бросается
вперед. Казаки и Долохов вслед за ним
вбегают в ворота дома.; Французы бегут,
но лошадь Пети замедляет свой бег, и он
падает на землю. Голову ему пробивает
пулей, и буквально через несколько
мгновений он умирает. Долохов холодно
реагирует на гибель мальчика, с которым
ночью ходил в разведку, выразив свое
отношение к случившемуся в двух фразах:
«Наповал? Брать с собой не будем».
Денисов в ужасе, он вспоминает, как Петя
делился с гусарами изюмом, присланным из
дома, и плачет. Среди пленных, которых
освободил отряд Денисова, оказывается и
Пьер Безухов. Пьер провел в плену
достаточно много времени. Из 330 человек,
вышедших из Москвы, в живых осталось
меньше 100. Пленные французам не нужны, в
них все больше и больше заметно
ожесточение: они вынуждены охранять и
кормить людей, от которых им нет никакой
пользы. Тех, кто не может дальше идти,
французы пристреливают. «В плену Пьер
узнал не умом, а всем существом своим,
жизнью, что человек сотворен для счастья,
что счастье в нем самом, в
удовлетворении естественных
человеческих потребностей, и что все
несчастье происходит не от недостатка, а
от излишка; но теперь, в эти последние
три недели похода, он узнал еще новую
утешительную истину — он узнал, что на
свете нет ничего страшного» . Пьер
понимает, что есть предел страдания, а
также то, Что страдания барина, спящего
на неровном матрасе, и человека,
заснувшего на голой земле, ничем не
отличаются. Ноги Пьера сбиты и покрыты
болячками, вокруг то и дело
пристреливают ра неных. Заболевает
Каратаев и слабеет с каждым днем. Но
труднее становилось его положение, чем
страшнее была ность, тем независимее от
того положения, в котором он находил, ся,
приходили ему радостные, успокоительные
мысли, воспоминания и представления». На
одном из привалов Каратаев рассказы-вает
историю о купце, которого по обвинению в
убийстве посадила в острог. Убийства
купец не совершал, а страдал безвинно. Он
ц0. корно переносил все испытания,
выпавшие на его долю, а как-то раз
встретился с одним каторжным и
рассказал ему свою судьбу. Каторжник,
услышав от старика подробности дела,
признается, что это он убил человека, за
которого купца посадили в острог; падает
ему в ноги, просит простить. Старик
отвечает, что «все мы богу грешны, я за
свои грехи страдаю». Однако преступник
объявляется начальству, сознается, что «шесть
душ загубил». Пока пересматривают дело,
проходит время, и когда от царя выходит
указ выпустить купца и наградить,
оказывается, что он уже умер — «его бог
простил». «Не самый рассказ этот, но
таинственный смысл его, та восторженная
радость, которая сияла в лице Каратаева
при этом рассказе, таинственное
значение этой радости, это-то смутно и
радостно наполняло теперь душу Пьера».
На одном из привалов Каратаев не может
идти дальше. Пьер не оглядывается, и
скоро сзади раздается выстрел. «Жизнь
есть все. Жизнь есть бог. Все
перемещается и движется, и это движение
есть бог. И пока есть жизнь, есть
наслаждение самосознания божества.
Любить жизнь, любить бога. Труднее и
блаженнее всего любить эту жизнь в своих
страданиях, в безвинности страданий», —
думает Пьер, оказавшись на очередном
привале. На следующее утро отряд
Денисова разбивает французов и
освобождает пленных. Казаки «ок ружали
пленных и торопливо предлагали кто
платье, кто сапоги, кто хлеба». «Пьер
рыдал, сидя среди них и не мог выговорить
ни слова; он обнял первого подошедшего к
нему солдата и, плача, целовал его».
Долохов между тем считает пленных
французов, взгляд его «вспыхивает
жестоким блеском». В саду вырывают
могилу для Пети Ростова и хоронят его. Том
первый
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Copyright (c) Parny 2003 |