BOY21.NAROD.RU |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
:: Л.Н. Толстой :: Война и мир
Пьер по-прежнему находится в плену. «Одеяние
Пьера теперь состояло из грязной
продранной рубашки, единственного
остатка его прежнего платья, солдатских
порток, завязанных для тепла
веревочками на щиколотках по совету
Каратаева, из кафтана и мужицкой шапки».
Французский капрал часто разговаривает
с Пьером, даже предлагает ему свою
трубку. Раз французы привозят полотно и
сапожный материал, раздают все пленным,
чтобы те шили рубахи и сапоги. Каратаев
шьет французу рубаху и/довольный своим
произведением, отдает ее новому хозяину.
Тот требует остатки полотна, Платон с
грустным видом возвращает обрезки и
отходит в сторону, но француз,
усовестившись, останавливает его и
отдает ему полотно обратно. Каратаев
замечает: «Говорят, нехристи, а тоже душа
есть». Пьер находится в плену уже четыре
недели и, хотя французы предлагают ему
перейти к пленным офицерам,
отказывается. Благодаря своему крепкому
сложению Пьер выносит и голод, и лишения.
«И именно в это самое время он получил то
спокойствие и довольство собой, к
которым он тщетно стремился прежде. Он
долго в своей жизни искал с разных
сторон этого успокоения, согласия с
самим собою, того, что так поразило его в
солдатах в Бородинском сражении, — он
искал этого в филантропии, в масонстве, в
рассеянии светской жизни, в вине, в
геройском подвиге и самопожертвовании,
в романтической любви к Наташе; он искал
этого путем мысли, и все эти искания и
попытки обманули его. И он, сам не думая о
том, получил это успокоение и согласие с
самим собой только через ужас смерти,
через лишения и через то, что он понял в
Каратаеве». Его прежние заботы кажутся
ему ничтожными, его озлобление на жену —
смешным. Пьер испытывает незнакомые ему
ранее чувства радости и крепости жизни.
Чувство это не покидает его все время,
пока он находится в плену, и по мере того,
как усложняется положение Пьера, оно
растет и крепнет. Французы собираются
отступать, один из пленных заболевает.
Пьер спрашивает капрала, как поступить с
боль- , и видит, что в капрале произошли
перемены. «В нем чувствовал^1* та
таинственная безучастная сила, которая
заставляла Л10дей против своей воли
умерщвлять себе подобных». Пленных под
конвоем гонят вперед. Французы
останавливаются на привал. «Остановившись,
все как будто поняли, что неизвестно еще,
куда идут» и что на этом движении много
будет тяжелого и трудного... С пленными
на этом привале конвойные обращались
еще хуже, чем при выступлении... От
офицеров до последнего солдата было
заметно в каждом как будто личное
озлобление против каждого из пленных,
так неожиданно заменившее прежде
дружелюбное отношение» . Озлобление еще
более усиливается, когда выясняется, что
один из пленных сбежал. Пьер замечает в
людях то же ожесточение и озлобление,
которое уже видел во время казни. Ему
становится страшно, но он чувствует, «как
по мере усилий, которые делала роковая
сила, чтобы раздавить его, в душе его
вырастала и крепла независимая от нее
сила жизни». Все же Пьер не перестает
удивляться несоответствию того, что
творится в его душе, и окружающей его
реальности: «В плену держат меня... Меня
— мою бессмертную душу, — он смотрит
вокруг, видит леса и поля, небо. — И все
это мое, и все это во мне, и все это я... И
все это они поймали и посадили в балаган,
загороженный досками...» Том
первый
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Copyright (c) Parny 2003 |