:: Л.Н.
Толстой :: Война
и мир
Часть пятая
Пьер после сватовства князя Андрея и
Наташи понимает, что вести ту жизнь,
которую он вел раньше, невозможно. Он
прекращает делать записи в дневнике,
избегает общества братьев-масонов,
начинает опять ездить в клуб, много пить
и т. д. Он всем подряд раздает деньги,
танцует на балах, «если нет кавалера», со
всеми одинаково любезен. Пьер с ужасом
вспоминает, что когда-то он то «желал
произвести республику в России, то
самому быть Наполеоном, то философом, то
тактиком, победителем Наполеона... а
вместо всего этого — вот он — богатый
муж неверной жены, камергер в отставке,
любящий покушать, выпить и,
расстегнувшись, слегка побранить
правительство, член московского
Английского клуба и всеми любимый член
московского общества». Пьер понимает
бессмысленность своего существования,
но не может ничего предпринять.
В начале зимы старый князь
Болконский вместе с княжной Марьей и
внуком также приезжают в Москву. Княжна
Марья тяготится московской жизнью, ей не
с кем поговорить, светские увлечения ей
чужды. Кроме того, характер Болконского-старшего
стал совершенно невыносимым:
сказывается старость. Он приближает к
себе мадемуазель Бурьен, а по адресу
княжны Марьи постоянно злословит,
отпускает колкости. Однако к графу
периодически съезжаются старые военные,
которые ведут разговоры о политике.
Старики осуждают новые увлечения
молодежи, в их среде господствуют
антифранцузские настроения. К
Болконским приходит Пьер, они
разговаривают с княжной Марьей. Пьер
сообщает, что в Москву приехал Борис
Друбецкой, который, судя по всему, своей
задачей поставил выгодно жениться и
теперь лишь не знает, «кого атаковать» —
княжну Марью или Жюли Карагину. Пьер с
сарказмом говорит, что теперь в моду
вошло «быть меланхоличным» и, чтобы
понравиться московским девицам, нужно
непременно вести себя так, что и делает
Борис Друбецкой. ясна Марья ожидает
приезда Андрея и его женитьбы не без
страха и не без ревности.
Женитьба на богатой невесте в
Петербурге Борису не удалась, а с этой же
целью он приезжает в Москву. Княжна
Марья, которая кажется Друбецкому
привлекательнее Жюли Карагиной, холодно
принимает Бориса, поэтому Борис
начинает ездить в дом Карагиных. Вокруг
Жюли вьется. множество потенциальных
женихов, основное настроение в их среде -
меланхолия — поются грустные романсы,
пишутся стихи в альбом о тщете всего
земного. Несмотря на свои ухаживания,
Борис чувствует отвращение к Жюли, к ее
неестественности, он еще верит в
возможность настоящей любви и не
решается сделать предложение. У Жюли
возникают сомнения, она решает ускорить
дело и, когда в их гостиной появляется
Ана-толь Курагин, вдруг, оставив свою
меланхоличность, начинает быть к нему
очень внимательна. Мысль остаться в
дураках и даром потерять весь этот месяц
«тяжелой меланхолической службы у Жюли»
неприятна Борису. На следующий день он
приезжает к Жюли и, перебарывая
отвращение, признается ей в любви.
Согласие получено, и скоро должна
состояться свадьба.
Приехавший в Москву Ростов-старший
вместе с Наташей-идет с визитом к
Николаю Андреевичу Болконскому. Когда
докладывают об их приходе, старый князь
кричит из-за двери княжне Марье, что не
примет гостей, что они ему не нужны.
Княжна встречает Наташу и ее отца, и то
предвзятое чувство, которое в ней уже
было, подтверждается: Наташа показалась
ей «слишком нарядной, легкомысленной и
тщеславной». Наташа оскорблена таким
приемо^, Ростов-старший ретируется,
памятуя о своей давнишней стычке с
Болконским-старшим где-то в военном
штабе. Из-за этого Наташа принимает
небрежный тон, который еще больше
отталкивает от нее княжну Марью.
Несколько минут продолжается
притворный, неестественный разговор,
затем выходит князь в ночном колпаке и
халате, критическим взглядом окидывает
Наташу, извиняется, говорит, что не знал
об их приезде, и удаляется. Княжна Марья
и Наташа молча смотрят друг на друга, все
больше и больше чувствуя антипатию.
Наташа холодно прощается и уезжает. До
обеда она плачет у себя в комнате, а Соня
ее утешает. Вечером Ростовы едут в оперу.
Там они встречают знакомых — Бориса с
Жюли, Долохова, который является «центром
притяжения блестящей молодежи Москвы».
О нем ходят легенды, что он был на
Кавказе, у какого-то владетельного князя
в Персии был министром, Tajvi убил брата
шаха и проч. По словам знакомых, теперь
вся Москва с ума сходит по Долохову и
Анатолю Курагину. На сцене начинается
действие. Наташа опьянена происходящим
вокруг. Через некоторое время входит
опоздавший Анатоль Кура- гян. Увидев
Наташу, он подходит к Элен, которая
находится здесь ясе, и спрашивает ее, кто
это такая. В антракте Курагин смотрит на
ложу Ростовых, Наташа поворачивается
так, чтобы ее было видно в профиль, по ее
понятиям, в самом выгодном положении.
После второго акта Элен просит графа
познакомить ее с дочерьми, приглашает
Наташу к себе в ложу, та идет. В следующем
антракте в ложу Элен приходит Анатоль.
Элен представляет Курагина Наташе.
Курагин упоминает, что у них
устраивается «карусель в костюмах» и
Наташе надо непременно в этом
участвовать. Наташа замечает, что он
смотрит на ее оголенные руки и плечи, и
понимает, что Анатоль восхищается ею. Ей
было немного тяжело от его присутствия,
«но, глядя ему в глаза, она со страхом
чувствовала, что между им и ею совсем нет
той преграды стыдливости, которую она
чувствовала между собой и другими
мужчинами». Наташа почувствовала свою
близость к этому человеку, они беседуют
о самых простых вещах. Анатоль говорит
пошлости, Наташа слушает его. Только
приехав домой, Наташа вспоминает о князе
Андрее и ахает от ужаса. Ее мучают
угрызения совести, которые не мучали,
когда она была в обществе Элен и
чувствовала обаяние порочности,
исходившее от этой женщины.
Анатоль Курагин живет в Москве, так
как отец поставил ему условие жениться
на богатой невесте. Но так как богатые
невесты по большей части дурны собой,
Анатоль ни с кем не сближается. Кроме
того, он два года уже женат, так как в
Польше один небогатый помещик заставил
Анатоля жениться на своей дочери.
Анатоль бросил свою жену и за деньги,
которые он условился выслать тестю,
выговорил себе право слыть холостым. «Анатоль
не был игроком, не был тщеславным, ему
было совершенно все равно, что о нем
думали. Он не был честолюбив и несколько
раз портил свою карьеру, смеясь над
всеми почестями. Скупым он также не был и
не отказывал никому, кто просил у него.
Единственное, что он любил, — это
веселье и женщины». Анатоль снова
сближается с Долоховым, которому он
нужен для приманки знатных молодых
людей в свое игорное общество. Дол охов с
Анатолем обсуждают достоинства Наташи,
Анатоль заявляет, что «любит девочек»,
До-лохов напоминает, что «один раз он уже
попался на девочке». Анатоль в ответ
смеется и говорит, что два раза на одном
и том же не попадаются. Том
первый
[1] [2]
[3] [4]
[5] [6]
[7] [8]
[9]
Том второй
[1] [2]
[3] [4]
[5] [6]
[7] [8]
[9]
Том третий
[1] [2]
[3] [4]
[5] [6]
[7] [8]
[9] [10]
[11]
Том четвертый
[1] [2]
[3] [4]
[5] [6]
[7] [8]
Эпилог
[1] [2]
|